«Тунаков Павел Дмитриевич (1907 - 1984 гг.)», - читаю надпись на новенькой мемориальной доске, торжественно открытой на улице, носящей его имя. В Татарском энциклопедическом словаре говорится, что Тунаков - крупный хозяйственник. Он был председателем Казанского горсовета, министром коммунального хозяйства, начальником объединения «Татстрой» и
замначальника «Главтатстроя», депутатом Верховного Совета ТАССР и РСФСР.
- Как же становятся руководителями такого ранга? - спрашиваю у его сына Алексея Павловича Тунакова, профессора КАИ, членкора АН Татарстана, заслуженного деятеля науки и техники ТАССР.
- Отец в первую очередь строитель. Он начал с прораба, кончил руководителем крупнейшего стройобъединения, - рассказывает сын. - Был кавалером трех орденов: Трудового Красного Знамени, Ленина, Отечественной войны I степени и Дружбы народов. Имел звание заслуженного строителя РСФСР.
Родился 15 июля 1907 года в семье писаря полковой канцелярии. Скитаясь с полком, семья объехала много городов и весей, пока не осела в Казани. В ней было 8 детей. За старшего часто оставался Павел. Отец жил в полковых Журавлевских казармах. Они сняли рядом подвал. Чтобы помогать семье, Паша был вынужден бросить дневную школу, перейти в вечернюю и работать. После успешного окончания вечерней школы он поступает в Казанский индустриальный техникум повышенного типа на строительный факультет, выбрав единственную на всю жизнь профессию. Вскоре техникум преобразовывают в институт (ныне архитектурная академия), и кончает его Павел Тунаков инженером-строителем.
Там же он встретил и свою единственную любовь, с которой пройдет по жизни, воспитывая сына и дочь. Потом была Красная армия. Спеца с высшим образованием направляют в город Энгельс на строительство военного аэродрома для тяжелых бомбардировщиков. С заданием он успешно справляется. Затем Тунаков 5 лет работал в Белоруссии, там построил еще четыре аэродрома. И вернулся в Казань, где работал в строительно-монтажном тресте №14 Глававиастроя Министерства авиапромышленности. В войну, когда из Москвы в Казань эвакуируется авиазавод, на плечи Тунакова ложится сложнейшая задача – обеспечить жильем всех приехавших и в короткий срок построить новые производственные корпуса.
С задачей он справляется. В 1943 году Павла Дмитриевича назначают управляющим стройтрестом №14. На этой должности он проработал 14 лет. Из биографии Тунакова: «За эти годы было закончено строительство ряда корпусов заводов №22 и 16, Соцгорода, поселков Урицкого и Левченко. Построено много жилых домов и объектов социального назначения».
Когда говорят о строительстве казанского театра оперы и балета, обычно вспоминают имя архитектора. Между тем строительством театра руководил Павел Дмитриевич. В 1957 году талантливый организатор и специалист становится председателем горисполкома Казани. Это он принимал решение о строительстве в городе заводов «Теплоконтроль» и «Оргсинтез». Сам определил места для гигантов стройиндустрии в заброшенных тогда микрорайонах Приволжского района и Жилплощадки с учетом того, что местные жители станут на новых предприятиях рабочими.
- Во время его председательства в Казани пустили первый троллейбус, - вспоминает сын. - Тогда его маршрут заканчивался у трампарка. Заводчане забросали мэрию письмами: почему не дотянули до авиационного и моторостроительного заводов? Просьбу трудящихся удовлетворили. Маршрут продлили. При отце началось асфальтирование центра города. Улицу Профсоюзную и другие прилегающие к центру улицы до 50-х годов покрывал булыжник.
Потом Тунаков выполнял очередное решение партии – обеспечить переселение людей из коммуналок в отдельные квартиры. Акцент делался на строительство панельных домов: они и дешевле, и строить их быстрее. В те годы в Казани было построено много новых школ, детсадов, магазинов, больниц. Застраивались новые микрорайоны - Танкодром, Жилплощадка, квартала в нынешнем Авиастроительном районе.
- Какая стройка была для отца самой дорогой? – спрашиваю сына.
- Самым дорогим отец считал строительство жилья в Авиастроительном районе, - ответил он. - Он говорил: нет лучшей радости для человека, чем переезд в новый дом и новую квартиру, где вырастут его дети, а может, и внуки!
В 1965 году Павел Дмитриевич становится министром коммунального хозяйства республики. А в 1966-м по инициативе руководства – управляющим новой организацией: строительно-монтажным управлением «Татстрой». На пенсию он вышел в 1978 году. Но без работы не смог: до последнего дня своей жизни, до 77 лет, трудился замначальника планово-экономического управления «Главтатстроя». И был уволен в связи со... смертью, отработав полный трудовой день и имея стаж в 65 (!) лет.
В 2007 году архитектурная академия отметила 100-летие со дня рождения Тунакова. На юбилее говорили о том, что этот человек из поколения победителей и созидателей, чьими руками поднимались после войны города и заводы.