Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) и компании «Автомаркетолог» проанализировали показатели регистраций автомобилей[1], ввезенных Россию по каналам параллельного импорта в январе 2024 года. Доля таких машин в объеме продаж на авторынке страны составила 13% от всех зарегистрированных в отчетный период автомобилей.
За январь 2024 года в России было регистрировано 87 359 новых ТС (легковых авто и легких коммерческих автомобилей), из которых 13% составили регистрации машин, ввезенных по параллельному импорту. И этот показатель пока в целом соответствует среднемесячной доле, зафиксированной в 2023 году.
«Мы ожидаем, что объем регистраций ТС, ввезенных по параллельному импорту, в феврале будет расти, - комментирует генеральный директор ООО «Автомаркетолог» Олег Мосеев. – Ужесточение правил ввоза с первого апреля этого года нивелирует финансовые преимущества приобретения автомобилей, поставляемых на российский рынок по альтернативным каналам, в частности из ЕАЭС. Поэтому очевидно, что продавцы постараются успеть завести в ближайшие пару месяцев максимальное количество машин в рамках параллельного импорта».
В структуре регистраций среди марок в январе лидерство захватили Geely и Li Xiang с долей в 16% на каждого от всего объема зарегистрированных ТС, ввезенных по параллельному импорту. Они оттеснили на третье место лидировавшую ранее Toyota, на долю которой в январе пришлось 10%. Четвертую и пятую позиции заняли Hyundai и Zeekr – 7% и 6% соответственно.
Рейтинг среди моделей в первый месяц зимы возглавил Geely Monjaro (16% от всего объема регистраций января), который лидирует с большим отрывом от остальных призеров. Серебро и бронза достались моделям марки Li Xiang - Lil 9 (8%) и L7 (8%). В первую пятерку январского рейтинга также вошли электромобиль Zeekr 001 (5%) и седан бизнес-класса Toyota Camry (3%).
В январе 2024 года в структуре регистраций ТС, импортированных в Россию по параллельным каналам, 45% пришлось на автомобили китайских брендов[2]. И это заметно больше доли прочих игроков, в том числе японских и немецких марок вместе взятых - 23% и 15% соответственно.
«Сегодняшнее лидерство автомобилей из КНР в структуре параллельного импорта подтверждает активное расширение предложения со стороны китайского автопрома, а, соответственно, и перестройку логистических цепочек по всем каналам. При этом увеличение доли «китайцев» в параллельном импорте - скорее временное явление, которое будет нивелировано на фоне роста открытий официальных представительств брендов из Поднебесной на российском авторынке», - отметила руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.
Анализ по сегментам показал, что основную часть параллельного импорта автомобилей продолжают составлять кроссоверы и внедорожники (80%). А ввозятся автомобили параллельному импорту по-прежнему преимущественно частными лицами: доля таких владельцев в январе текущего года в объеме всех регистраций достигла 86%. 60% ТС, как и прежде, пришлось на авто с бензиновыми ДВС. Доля электромобилей превысила долю дизельных машин (10% против 9%), а сегмент гибридных ТС составил 22%.
[1] В регистрациях учтены автомобили с казахскими vin
[2] Данные экспресс—анализа впоследствии могут быть скорректированы