Пчелы не коровы, их нельзя пасти в деревне

Кочевые пасечники - явление не совсем обычное для Татарстана. Мы больше привыкли к тому, чтобы в огороде или на лесной делянке стояли пчелиные домики - ульи, вокруг которых жужжа вьются неугомонные пчелки. В республике не так уж много кочевых пчеловодов, одни их них - Фаргат и Дания Хусаиновы. Корреспондент «Казанских ведомостей» узнала подробности этого непростого дела.

news_top_970_100

С Данией встретились на рабочем месте - за прилавком одной из крупных торговых площадок Казани. Фаргат вместе с сыном с начала весны кочуют - возят пчел по медоносным местам Краснодарского края, поэтому Дания отвечает перед нашими читателями за всю семью. Раньше она вместе с мужем выезжала, по полгода домой не возвращались. Сейчас годы берут свое, да и сын подрос, стал надежным помощником родителям.

История их семейного дела началась 15 лет назад, когда Фаргат внезапно остался без работы. Перед семьей встал вопрос: как дальше жить, а главное, на что. Перебирали разные варианты, но все чаще в обсуждениях возвращались к давней мечте - завести пчел.

- Конечно, были сомнения - а вдруг не потянем, вдруг не получится, где знания брать, но, как говорится, дорогу осилит идущий, и мы решились, - вспоминает Дания.

Первые шаги в пчеловодстве супруги начали делать в родной деревне, что в Высокогорском районе. На закупки, обустройство нужны были немалые деньги. Фаргат решил участвовать в одной из республиканских программ, по которой предусматривалась помощь начинающим фермерам. Мужчина составил бизнес-план, его в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РТ приняли. 

Семья получила деньги и, добавив свои средства, купила пчелосемьи, медогонки и еще много того, что требуется в пчеловодстве.

- Это говорить только легко, - улыбается Дания. - На самом деле первые три года были очень сложными для нас. И решающими. Если бы тогда дело не пошло, мы с мужем, наверное, занялись бы чем-то другим. Спасибо всем знакомым пчеловодам, которые всегда были рады подсказать, помочь.

Начинали Хусаиновы с четырех пчелосемей, через год увеличили до девяти, а потом поняли: надо что-то менять в их деле.

- Понимаете, пчелы не коровы, их нельзя пасти в деревне рядом с жилыми домами, - продолжает рассказ Дания. - С двух сторон соседи, к ним приезжают внуки, которых наши пчелы могли ненароком ужалить. Нехорошо. И тут мы услышали впервые про кочевую пасеку. Взвесили все за и против и решили: едем!

Конечно, надо было решать кучу всяких вопросов, признается Дания. Вначале выучились - прошли курсы пчеловодов, затем стали думать, как купить машину. По словам женщины, им помогло чудо - они смогли выиграть муниципальный грант, на деньги которого и был куплен УАЗ. Программа для участия в конкурсной процедуре тоже была написана самим Фаргатом.

С тех пор они перешли на кочевой образ жизни. Начинали с Краснодарского края, где собирают великолепный цветочный, каштановый мед, а также из акации. Ростов-на-Дону, поселок Лазаревское, Солах-аул, Тацинский район, где растет донник и богатое разнотравье. Осенью - в Самару, где поля подсолнечников.

- Только перейдя на кочевку, я окончательно убедилась, что в мире много хороших людей, гораздо больше, чем злых и завистливых, - признается Дания. - Мы все время ощущали поддержку людей - своих друзей, знакомых, так сказать, коллег по цеху. Это особенно чувствуется, когда уезжаешь с насиженных мест. Такие же кочевники, как и мы, пчеловоды Краснодарского края, Ростовской области, Самары и свои, татарстанские, помогали чем могли. На кочевке обязательно кто-нибудь привезет домашние продукты, пригласит в баню помыться, постираться. Случись какая-нибудь проблема с машиной - никто не откажет, обязательно помогут.

По словам Дании, пчеловодство изменило отношение не только к людям, а вообще к жизни. Они с мужем уверены, - ни в каких сложных ситуациях нельзя опускать руки, сидеть у разбитого корыта и плакать. Делом надо заниматься. И тогда можно выбраться из любой передряги.

- Пчелам нет дела до коронавируса, их не беспокоят наши проблемы, они заняты самым важным делом - выведением потомства и сбором меда, - говорит Дания. - А полученный мед идет опять-таки на пользу людям - помогает от простуды, при упадке сил, для укрепления сосудов...

За годы пчеловодства Дания научилась разбираться в сортах меда. Но при этом не может сказать, какой самый лучший.

- Самый вкусный мед - это любимый, от которого получаешь удовольствие, - заявляет пчеловод. - Если говорить о лечебных свойствах, то липовый имеет выраженный потогонный эффект, гречишный для укрепления иммунитета хорош, мед из цветков акации рекомендую для детей, потому что он считается гипоаллергенным. Кстати, у него есть свойство - долго, почти два года, не застывать. Многим это нравится. Сейчас выбор большой - помимо перечисленного, есть мед из донника, подсолнечника, каштановый. Всегда можно взять маленькую баночку на пробу, чтобы понять вкус меда. 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100