Почему «ослеп» Морской Глаз?

В начале февраля жители марийской деревни Шарибоксад, что вблизи озера Морской Глаз – одного из достопримечательностей соседней республики, заметили, что вода из озера ушла – буквально под землю.

news_top_970_100

Местные жители в исчезновении озера видят определенный знак, экологи винят местный турбизнес и загрязнение воды, ученые – климат и снижение уровня грунтовых вод.

Мифотворцы чистой воды

Еще недавно в Шарибоксад стремились любители красивых видов. Среди тех, в чьих телефонах есть селфи с видом на необычное озеро, немало и казанцев – ведь достопримечательность расположена в 100 км от столицы РТ. Действительно, вид озерца с высокого обрыва на окраине деревни производил впечатление – округлой формы, с водой насыщенного сине-зеленого цвета да еще и в обрамлении елей сродни пушистым ресницам. Глаз, да и только! Хотя среди местных бытовало другое, менее поэтическое, название – Мушыл, что в переводе с марийского означает «воронка» или «яма».

О возникновении Морского Глаза ходили легенды. Например: «Давным-давно марийские крестьяне нашли в озере остатки древнего морского корабля. И вода на дне озера, как в море, соленая. Отсюда и цвет». Или вот такая: «В давние времена решили парень с девушкой пожениться. Но знающая старушка сказала, что делать этого нельзя: они родные брат и сестра. Однако влюбленные ослушались. И будто бы вся свадебная процессия волею богов провалилась под землю… Вода – это их слезы, и до сих пор, говорят, можно услышать из-под воды свадебные песни».

 

Фото: © Фарит Муратов

На самом деле все «давние времена», по утверждениям ученых, ограничиваются сроком куда как скромным: от силы век, а то и меньше. Так что за обломки древних кораблей богатое воображение может принять разве что остатки помостов – строили их местные для купания и полоскания белья. А «свадебные песни» могут «петь» карстовые пустоты. Что до цвета воды, то он обусловлен большим количеством сине-зеленых водорослей. Цианобактерии содержат светочувствительные пигменты зеленого, синего, красного и желтого цвета и, отражая свет, придают воде своеобразный колор.

На краю пропасти

Правда, само озеро оказалось куда затейливее своих неведомых мифотворцев: теперь вместо «марийской жемчужины» зияет гигантская воронка, способная вместить в свои недра многоэтажку. Журналисты «КВ» решили все увидеть своими глазами.

На заснеженных улицах Шарибоксада в будни встретишь лишь собак, и мы по наитию сворачиваем на тропку с аншлагом «Осторожно. Проход запрещен!» (Минприроды Марий Эл рекомендовало ограничить доступ к озеру во избежание несчастных случаев. – Прим. ред.). В сопровождении пары приветливых дворняг, избалованных подачками туристов, выходим к крутому обрыву, где внизу зияет пустая «глазница» огромного провала. Вид суперворонки производит тягостное впечатление. Обнаженная местами обледенелая порода. У русла некогда вытекавшего из озера ручья опоясанная бело-красной лентой ель. На ней метрах в трех от земли некая деревянная конструкция – так это ж вышка для ныряния! Думается, чтобы сейчас выйти на нее, надо быть либо безрассудным, либо иметь очень крепкие нервы. С нас хватило и постоять на краю.

А вот чтобы понять, что же здесь произошло в феврале этого года, одного «увидеть» мало. Даже у специалистов, не говоря о народной молве, нет на этот счет единого мнения. К слову, снижение уровня воды в озере не редкость. Последний раз он падал в 2014 году метров на 15, но спустя два года восстановился.

 

Фото: © Фарит Муратов

Виной всему туристы или климат?

Версий произошедшего немало. Представим лишь четыре из них.

Версия №1. «В Шарибоксаде появились скважины, которые как-то могли повлиять на изменение геологических процессов», – это мнение председателя отделения Русского географического общества в Республике Марий Эл Евгения Гончарова. Речь о том, что буквально в нескольких метрах от обрыва обустроена турбаза, где сдают в аренду дома, баню, сауну с бассейном. Обеспечение хозяйства требует большого объема воды. К слову, простым жителям пробурить скважину накладно – уж очень глубоко бурить надо, по старинке ходят с ведрами на колодец.

Версия №2. Загрязнение воды из-за увеличения потока туристов. Жители отмечали, что когда-то прозрачная вода стала мутной. «Загрязнитель – это аккумулятор, стимулятор разложения известняка и тем самым углубления. Многолетние наблюдения за этим озером показали, что дно все-таки опускается», – пояснил заведующий кафедрой природообустройства и водных ресурсов института строительства и архитектуры Поволжского технического госуниверситета Александр Фадеев. Суть в том, что Морской Глаз – карстовое озеро, то есть водоем в разрушенной горной породе. И выходит, что грязь способствовала дальнейшему разрушению и вода ушла в образовавшиеся пустоты.

Версия №3. Ученые считают, что подвел климат. «Среди причин возникшей ситуации с озером – недополучение воды за счет сокращения поверхностного стока. Засуха может приводить и к понижению уровня грунтовых вод. Для Республики Марий Эл наблюдается очень редкое явление: уход грунтовых вод в результате понорных явлений (понор – отверстие в горной породе, поглощающее постоянный или временный водоток, а также карстовая воронка с таким отверстием. – Прим. ред.)», – такое мнение заведующей кафедрой природообустройства и водопользования Казанского федерального университета Нафисы Мингазовой приводит пресс-служба вуза.

Версия №4. Местные жители придают случившемуся религиозно-мистическое значение. Видят в этом некий знак. Например, деревенские вспоминают рассказы о том, что перед войной (Великой Отечественной. – Прим. ред.) озеро также исчезло, а спустя несколько лет вернулось. Следственно, нас ждут непростые времена.

 

Фото: © Фарит Муратов 

Уходило «с ревом лося»

Последнее можно отнести опять же к мифологии, приданию природному объекту мистической силы. Что, впрочем, соответствует представлениям марийцев (их еще называют «последние язычники Европы») о мироустройстве. Вот и свидетельства местных жителей наделяют озеро чертами живого существа.

- В то время меня самой дома не было. Но соседка рассказывала, что вода уходила со звуком, похожим на рев лося, – рассказывает Людмила Александрова, чей дом стоит ближе всех к обрыву.

Саму пенсионерку больше волнуют дела более приземленные. Она опасается, что почва не только под дном озера даст слабину, но и сверху: дом-то совсем рядом, как бы тоже в яму не ушел. А в ней не то что изба сгинуть может, но и девятиэтажка.

Впрочем, на этот вопрос, думается, соответствующие специалисты смогут дать ответ. Весной они собираются с помощью геодезического оборудования установить точные причины исчезновения воды – поставят реальный диагноз «слепоте» Морского Глаза.

Одно можно сказать определенно – места здесь вдохновенные. Свидетельство тому памятник на обрыве, откуда открывается впечатляющий вид на окрестности. На гранитной плите табличка с нотным станом, где вместо музыкальных символов слова на марийском языке.

- Это строчки из гимна нашим местам: «Шаринский край, родной мой край, / Для тебя эту песню пою…». Их авторы – поэт Алексей Александров и композитор Василий Рочетов – жили неподалеку. Вон, дом последнего отсюда даже виден, – указывает рукой в долину Людмила Леонтьевна, в прошлом учитель русского языка и литературы.

Оказывается, она и сама человек творческий: на прощание дарит книжку своих стихов. А нам, покидая эти места, хочется верить, что поэтическое название озера снова зазвучит с полным на то правом. И как зарок тому – шум питающих озеро родников, стекающих с крутого склона. Не они ли навеяли слова гимна этим местам?

news_right_column_240_400
news_bot_970_100