Почему в Казани нет киосков прессы в шаговой доступности?

news_top_970_100

Выпить с утра чашку хорошего кофе и узнать утренние новости из свежего номера газеты — такое начало дня считают своей доброй традицией многие казанцы старшего поколения. И доверяют они печатному слову больше, чем скоротечным кричащим фейкам из мировой Сети, выложенным в смартфонах. Однако найти рядом с домом киоск с прессой — задача в Казани сейчас сложная. Почему магазины шаговой доступности в столице Татарстана есть, а «шаговых» киосков с прессой — нет? В причинах разбирались корреспонденты «Казанских ведомостей», отправившиеся на улицы города знакомиться с ситуацией на местах.

Состояние киосковой газетной сети в Казани и Татарстане 

На площади Свободы, возле оперного театра, вот уже на протяжении 10 лет исправно снабжает прессой читающих и любознательных казанцев, пожалуй, наиболее современный, а главное многофункциональный павильон по продаже газет, журналов, книг и разнообразной сопутствующей продукции. Кроме того, здесь можно также пополнить транспортную карту и даже выпить чашку кофе. Вот за такими инфокофейнями на карте мегаполиса, совмещающими в себе несколько услуг, будущее сферы розничной продажи печатной периодики. 

— Да, десять лет назад, когда мы открыли этот павильон, он действительно стал образцом и примером того, как должна быть организована продажа газетно-журнальной продукции на то время, — рассказывает директор ООО «Агентство торговли» Зуфар Хакимзянов. — Здесь мы совместили прежний тип привычных киосков советской «Горпечати» с новыми требованиями к комфорту покупателей.

За счет увеличения размеров павильона до 12 квадратных метров человек теперь может зайти внутрь, а не обращаться к продавцу через маленькое окошко. На выбор покупателю у нас здесь представлено около 700 (!) различных изданий — газет, журналов, как федеральных, так и местных. И все их он может не спеша полистать, выбрать понравившиеся и спокойно расплатиться, не опасаясь дождя или ветра. 

А тем временем, пока мы беседуем с Зуфаром Хакимзяновым, в павильон то и дело заходят спешащие по своим делам покупатели, место здесь бойкое — центр города.

— Свежий номер журнала «Милана» есть? А на транспортную карту у вас ведь можно положить деньги? Вот, возьмите 500 рублей и проездной.

Продавец киоска Луиза успевает отвечать сразу всем, принимая в это время оплату на пополнение проездного. 

— Да, пополнение транспортной карты — одна из самых популярных услуг, которые мы оказываем нашим покупателям, — рассказывает она. — Начинаем работать с 7 утра, и сразу же идут посетители, в утреннее время в основном это люди старшего возраста. Они приходят за свежими газетами, большим спросом неизменно пользуется ТВ-программа, летом очень хорошо брали издания, посвященные даче. Говорят так: да, в интернете все есть, но там мелькнуло — и все, не запомнишь. А в печатном виде можно внимательно изучить, как лучше ухаживать за малиной, какую подкормку использовать для клубники. Хороший спрос на канцтовары — люди заходят за ручками, блокнотами, открытками. Кстати, в последнее время заметно вырос интерес к книгам — мы стараемся сейчас расширять их ассортимент, — со знанием дела отмечает продавец новостей и полезных советов. 

Переждав наплыв покупателей, продолжаем беседу с Зуфаром Закариевичем.

— Все меняется, нужно смотреть в будущее, мгновенно улавливая новые тенденции в системе распространения периодических изданий, — подчеркивает он. — И главный тренд появился — надо оказывать больше услуг! Но для этого нужна и площадь побольше. Вот в этом киоске 12 квадратных метров, а уже нужно 24! Почему? Здесь все очень просто — следует смотреть на опыт коллег и, что называется, не изобретать велосипед. Как поступили во время объединения Германии? В восточных присоединенных землях не стали создавать новые предприятия или производства, а просто взяли кальку с уже существовавших в западной части страны и перенесли эти условия на новые федеральные земли.

Вот и у нас есть хороший пример дружественной Белоруссии. Там как раз пошли по пути увеличения площадей таких минимаркетов прессы, какой требуется сейчас и нам для того, чтобы отвечать запросам современного читателя и покупателя в одном лице. В Белоруссии сейчас самые лучшие киоски, там объединили все ценное, что было в советской системе продажи газет, что сейчас есть в России, странах Европы. И этот идеальный вариант — киоск с площадью чуть более 24 квадратных метров европейского образца. 

— Что даст увеличение торговой площади?

— Добавим журналы и книги однозначно, книги стали очень востребованы. Больше внимания сможем уделить расширению ассортимента канцтоваров. То есть киоски большей площади нужны для большего удобства покупателя. В Казани, Татарстане таких киосков нет, и мы хотим построить такие павильоны — они более удобные.

— Вы планируете их приобретать? Где?
— Нет, перевозка готовых павильонов обойдется дорого, нужно строить здесь. И в Татарстане есть много предприятий, которые их могут сделать.
— Сколько их надо для Казани?
— Есть нормативы, утвержденные приказом № 197 Минкомсвязи России. Согласно этому документу рекомендованное количество объектов розничной торговли периодическими печатными изданиями и печатной продукцией (киоски прессы) для каждого города берется из такого расчета: не менее одного киоска прессы на 1500 жителей. По этому показателю еще недавно Казань занимала, увы, «почетные» последние места в рейтинге городов-миллионников России. Согласно данным Союза предприятий печатной индустрии, по итогам 2021 года Татарстану в целом удалось подняться на 66-е место. Возможно, из-за того, что в других регионах страны киосковые газетные сети вообще закрываются, — констатирует Хакимзянов.

«Все должно быть ближе к народу!» 

Вместе с руководителем газетно-журнальной торговой сети переезжаем на новую точку распространения прессы — павильон, что расположен возле дома № 47/113 по улице Назарбаева. Следом за нами входит в этот минимаркет прессы и пожилой мужчина. Интересуемся его мнением о предложении местных властей продавать газеты и журналы в основном только в крупных магазинах, супермаркетах.

«Ну что вы! Посмотрите на наш микрорайон — где у нас тут ближайший гипермаркет? И что, разве я поеду за любимой газетой в другой конец города, где есть такой большой магазин? Нет конечно! Вот такие киоски — они нам очень удобны и нужны. Тем, что вышел из дома, — и рядом все есть, — поясняет Руслан Агзамович. — Тут и батарейки можно купить, кроме газет, другую мелочовку. Закроют такой киоск — что будем делать?»

Тем временем следующий покупатель добавляет свое мнение о киосках прессы: «Еще очень хорошо, что здесь теперь можно и транспортную карту пополнить. Я как-то обошел все в центре города в поисках пунктов пополнения — позакрывались они, оказывается! А здесь нам удобно — никуда ходить не надо, все под рукой, — обращает внимание Алдат Файзрахманович. — Вот так и должно все быть: ближе к народу! У нас, у старшего поколения, менталитет еще советский сохранился. Мне вот, например, дети говорят: давай мы по телефону оплатим, что тебе нужно. А я отвечаю: нет! Я вот лучше схожу сюда, заплачу живыми деньгами, возьму бумажную квитанцию и буду ее хранить два года, как положено. А в телефоне-то где потом эту квитанцию найду? Так что такие многофункциональные газетные киоски, как наш, нам очень нужны!»

— Да, он прав, и таких постоянных покупателей у нас много, — подтверждает востребованность павильонов прессы и продавец Наталья Геннадьевна. — Особенно большой наплыв наблюдается в конце месяца, когда люди приходят положить деньги на проездной на следующий месяц. А раз зашли пополнить транспортную карту, как правило, заодно оглядятся, посмотрят, купят свежую газету, мелочовку из канцтоваров. Очень удобно, когда в киоске прессы, как наш, можно воспользоваться сразу несколькими услугами, — обращает она внимание на эту важную деталь.

— Точно! Нашему киоску тоже можно смело дать название «Тысяча и одна мелочь», — смеется Софья Талгатовна, приветливый продавец в павильоне, расположенном возле дома № 53 по улице Ершова. — Утром люди идут на работу, активно берут прессу со сканвордами, программой, новостями, большим спросом пользуются издания, посвященные загадкам истории, звездам кино и эстрады. Вот, например, вашу газету «Казанские ведомости» покупатели предпочитают за то, что вы всегда подробно и обстоятельно рассказываете о предстоящих событиях в городе, что где построят, какие выставки посмотреть, куда сходить в выходные. Но и работа киоскера важна. Нужно уметь человеку предложить товар, посоветовать, обратить внимание, подсказать. Так что у нас тут сложился свой постоянный контингент покупателей. И даже коронавирус в период пандемии не стал помехой. Люди все равно приходили и будут приходить за любимыми изданиями! 

Какие самые актуальные проблемы для тех, кто продает газеты и журналы?

На этот вопрос «Казанских ведомостей» ответил сам руководитель сети киосков прессы в Казани Зуфар Хакимзянов. 

— В этой сфере деятельности необходимо иметь основные средства — то есть киоски. Достаточное их количество современного образца позволит более качественно обслуживать покупателя, а нам самим, соответственно, более рентабельно работать. В связи с этим перед распространителем печатной продукции встают три главных вопроса, — обращает внимание Хакимзянов. 

Во-первых, где взять деньги на сооружение киосков современного формата? Сейчас, если строить такой павильон, потом для его окупаемости нужно будет работать только на него. Стоимость такого киоска — примерно 1,5 млн рублей. И здесь есть положительные примеры: некоторые субъекты России осознали эту проблему выхода к потенциальному читателю и поддержали распространителей печатной продукции в своих регионах. Они сохраняют эту отрасль следующим образом. Власти такого региона субсидируют строительство павильонов либо полностью, либо на 50%. Например, в Москве полностью субсидируют строительство киосков. В Петербурге принято решение до конца года построить 316 павильонов нового типа, до конца следующего — 500. И к концу 2023 года в Петербурге установят 1000 павильонов. За счет бюджета! В Воронежской области сооружение киосков прессы субсидируют на 50%.

Во-вторых, в Казани чрезвычайно высокая арендная плата за землю, на которой стоит павильон по продаже прессы. Сейчас сложилась парадоксальная ситуация — если мы и создадим киоски большие, 24-метровые, то нам лучше их не ставить вообще. Мы просто не выдержим возросших арендных платежей и закроемся.

Какие есть в России положительные примеры решения этой проблемы?

Кроме помощи в строительстве самих киосков есть прецеденты, где арендная плата вообще равна нулю. Это Ленинградская область. Есть положительный пример и в Липецкой области: здесь за аренду земли под киоском прессы необходимо платить всего 12 рублей за квадратный метр. А в Казани — 400 рублей! 

Да, недавно «Татмедиа» предложило давать таким предприятиям, как наше, льготные арендные ставки, правительство Татарстана выдвинутое предложение поддержало. Муниципалитеты сейчас наделены полномочиями предоставлять распространителям печати различные преференции, льготные арендные ставки, субсидирование. Но намерение есть, а действий нет! Никаких шагов со стороны муниципалитета Казани навстречу предприятиям розничной торговли печатной продукцией нет. 

В-третьих, необходимы субсидии на доставку свежей прессы из Москвы. 

— Газета в наши дни — очень скоропортящийся товар. Телевизоры, айфоны или муку можно привезти и потом продавать их в течение месяца, полугода. Мы ежедневно привозим из Москвы в Казань другой товар — свежие центральные газеты. Если мы их сегодня не привезем — завтра они никому не нужны. У нас затраты на логистику Казань — Москва — Казань огромны. И вот опять же — в той же Липецкой области их субсидируют. Тамошние власти полностью субсидируют такие магистральные доставки.

Итак, подведем итоги. Для нормального функционирования и создания условий для предоставления населению Казани, Татарстана полноценной, достоверной и проверенной информации через газеты и журналы необходимы следующие меры поддержки:

 

  •  Субсидирование строительства современных павильонов по продаже периодических изданий, газет, журналов.
  • Предоставление предприятиям розничной торговли максимально возможной низкой арендной платы за землю под киосками печати.
  • Организация субсидирования ежедневной доставки населению федеральных газет и журналов из Москвы в Казань.

К этому краткому необходимому перечню мер поддержки распространителей печатной продукции в Казани и Татарстане есть еще одно дополнение — разрешение на оплату за электроэнергию не авансовым стопроцентным платежом за месяц вперед, а по факту потребления. 

Да, глобальная сеть «Интернет» сейчас чрезвычайно насыщена любой информацией. Но именно любой. А читателям нужна правдивая, точная и проверенная. Такой контент способны создавать только редакции печатных изданий, отвечающие перед законом за каждое слово на своих страницах.

И наша задача — вовремя и с максимальными удобствами предоставить созданный профессионалами информационный продукт жителям нашей республики.

Фото: Фарит МУРАТОВ

news_right_column_240_400