Почему в казанских поликлиниках дефицит участковых терапевтов? Исповедь врача

Не секрет, что на переднем фронте борьбы с COVID-19 находятся обычные терапевты районных поликлиник. Именно врачи общей практики – наряду с врачами и фельдшерами скорой помощи – первые, кто приняли и продолжают принимать на себя удар пандемии.

news_top_970_100

Каково сейчас приходится участковым терапевтам и чего им не хватает для эффективной работы, с корреспондентом «КВ» поделилась своим личным мнением врач, трудящийся в одной из казанских поликлиник. У Гульнур (имя по ее просьбе изменено) более чем 20-летний стаж работы врачом и большой участок:

- Легко ли нам приходится, судите сами. Примерно месяц назад начался всплеск вызовов на дом. Если раньше ежедневно поликлиника принимала в среднем по 200 – 300 вызовов, то во второй половине января это число достигало 700. Такой наплыв, конечно, не мог не отразиться на рабочем ритме. Ведь поликлинический прием тоже никто не отменял. Сами врачи – это не «железные» люди. Часть их ушла на больничный. На вызовы теперь ходят даже узкие специалисты, а участковые врачи работают почти без выходных.

Да, терапевты теперь ходят по пациентам с экспресс-тестами. По моему личному опыту, из 25 обследованных около 22 с положительным результатом на ковид. При этом случаев тяжелого протекания болезни сейчас очень мало. Это подтверждает некоторые предположения ученых о штамме омикрон. Он якобы очень заразен, но менее опасен, чем дельта.

 

Фото: © Салават Камалетдинов

Мое мнение: выросшая в последнее время нагрузка на поликлиники объясняется не только высокой заболеваемостью. Непосредственно связана она и с поведением самих пациентов. Сейчас наблюдается очень большая доля необоснованных вызовов. Кто-то жалуется на слабость или першение в горле, кто-то вызывает врача, чтобы пройти ПЦР-тест на дому. Впрочем, подобные ситуации были и раньше – в период всплесков ОРВИ.

И все же как врач я рекомендую: если у вас невысокая температура, в районе 37 с небольшим градусов, и нет явных симптомов осложнений, например, одышки или боли, то можно подождать с вызовом 2 – 3 дня. И по возможности лично посетить поликлинику. Из тех соображений, что чем больше врач сможет принять пациентов на своем рабочем месте, тем меньше ему придется обходить их по домам. Соответственно, эффективность его работы увеличится.

Обход больных – отдельная история. Я уже привыкла к тому, что драгоценные минуты у меня уходят на бытовые мелочи. Почему-то, вызывая на дом врача, казанцы не спешат приготовить необходимые документы: паспорт, медицинский полис, СНИЛС, выписки и анализы, относящиеся к причине вызова. Многие напрочь забывают о таких элементарных вещах, как бахилы для врача, чистое полотенце, место для одежды, желательно недоступное для домашних питомцев, и место для осмотра и заполнения карточки. Можно, конечно, всем этим заняться непосредственно во время визита доктора, но тогда врач успеет обойти намного меньше пациентов.

Есть нарекания у специалистов и к организационной работе поликлинической системы в плане технического сопровождения работы медперсонала. Шутка ли, в XXI веке врачи и регистраторы вынуждены всю свою деятельность записывать на бумаге! Нет единой базы данных на каждого пациента поликлиники. Например, для диспансеризации приходится заполнять отдельную карточку на каждого пациента. При этом все его анализы содержаться в разных базах данных. Чтобы их собрать и внести, приходится обходить минимум 4 кабинета. Времени на это уходит вагон и маленькая тележка.

 

Фото: © Салават Камалетдинов

Судите сами: на первичный прием терапевтам отводится всего 15 минут. На повторный и того меньше – 12 минут. А в реальности из-за большого наплыва людей и нехватки врачей получается всего 5 – 7 минут. За это время надо заполнить карточку, занести данные в компьютер. Хорошо, когда работаешь в паре с медсестрой. Например, в нашей поликлинике,  среди младшего медперсонала еще больший кадровый голод – одна медсестра «разрывается» на 2, а то и на 3 – 4 участка. И как в таких условиях обеспечить полноценную консультацию? Времени не хватает. Поэтому мне приходится заполнять все необходимые документы уже дома, в свободное время.

Кроме того, отсутствие единого программного обеспечения часто приводит к дублированию вызовов. Таких, по моему наблюдению, около трети. Случается, что вызовы через службу «122» вполне могут попасть в общий поток вызовов. Придешь к больному, а оказывается, у него уже вчера или даже пару часов назад был другой врач…

Не выстроена и логистическая система транспортировки врачей по вызовам – бывает, два врача направляются в один и тот же день в соседние подъезды. Вся эта путаница очень сильно тормозит работу.

Почему же в поликлиниках наблюдается хронический дефицит кадров? Например, на более чем 30 участках, которые есть у них в поликлинике, на постоянной основе работают не более 15 терапевтов. Остальные участки ведут ординаторы, а они более двух лет не задерживаются. Работают такие «временщики», естественно, без полной отдачи. Все задания и главное – планы, спускаемые руководством, раскидывают на постоянных работников.

Почему так сложилось? Ведь у терапевтов сейчас не самая низкая зарплата, особенно учитывая ковидные надбавки. Дело в том, что молодежь отталкивает огромная бумажная нагрузка. Отчеты приходится составлять буквально по каждому поводу. Хотя формально этим должен заниматься отдел статистики. Конечно, из-за большого объема работы с больными нет удовлетворения от получаемой зарплаты. Возможно, врачам стоит платить больше. И только тогда ординаторы задумаются о продолжении своей карьеры в поликлиниках. И, разумеется, врачам срочно нужна такая компьютерная программа, которая избавит их в большей степени от бумажной волокиты.

news_right_column_240_400