Вот, например, как выглядит предварительное распределение 130 девятиклассников по профильным классам в одной из казанских школ:
В гуманитарный класс записались 25 подростков.
В химико-биологический - 20.
В физико-математический - 19.
В информационно-технический - 6.
Остальные - в экономический.
Первый шаг к будущей карьере старшеклассники вынуждены делать уже сейчас. Некоторые, один раз определившись с профилем, остаются ему верны и во время выбора вуза. Несмотря на переизбыток в республике экономистов, юристов, управленцев и ежегодное сокращение бюджетных мест на эти специальности, подростки продолжают их выбирать. Приоритеты государства ясны: стране нужны технари, но техническое образование отдельно взятому школьнику, а затем абитуриенту сегодня не нужно. Почему?
КОММЕНТАРИЙ. - А кому хочется пять лет подряд решать сложнейшие задачи на физфаке, когда можно со значительно меньшими затратами (не финансовыми, конечно) получить диплом экономиста? Ребята прекрасно осведомлены о том, как сложно учиться на технических специальностях, - говорит профессор физфака КГУ Александр Фишман.
- Они, поразмышляв вместе с родителями, приходят к заключению, что стать экономистом или юристом сегодня престижнее. Да и учиться значительно проще. Попробуй на физфаке пропустить две-три недели занятий - наверстать упущенное очень сложно.
Мы своим абитуриентам и первокурсникам говорим: «На физфаке вам гарантированно «поставят» голову и научат работать. Да, действительно, учиться будет трудно. Но найдите человека, достигшего определенных успехов в своей области, которому было легко! Вместе с дипломом физфака вы получите способность к саморазвитию, широкий кругозор, увидите гармонию окружающего мира. А эти качества позволят вам быть востребованным в разнообразных сферах деятельности».
По мнению профессора, сегодня у старших школьников снижается интерес к познанию окружающего мира.
- В детстве мы увлекались диафильмами, большинство из которых было черно-белыми. Но сейчас я четко помню, что они мне казались цветными, а персонажи двигались! - продолжает он. - То есть у ребенка активно развивалось воображение, складывающееся из черно-белых картинок, - «цветной» фильм с «живыми» персонажами! Сейчас дети погружены в море информации, которая чаще всего дается им в готовом виде. Существенно уменьшилось количество кружков технического творчества. Все это не создает условий для развития творческих способностей детей.
А что потом? Средняя школа с низким качеством преподавания математики и физики. Но там очень редко учитель-технарь превратит скучный параграф в интересный, познавательный урок. Одной же зубрежкой формул любовь к предмету не привьешь. Проблема зрела давно. Она обнажилась после огромного количества двоек по математике и физике на ЕГЭ.
ЭЛИТА. В итоге ученики с четверками и пятерками по точным наукам становятся элитой школы. Как призналась одна из казанских десятиклассниц, в школе есть негласное деление классов на «продвинутые» и «отсталые». Понятно, что в недостатке интеллектуальных способностей обвиняют гуманитариев. Причина проста - «в филологические, языковые классы отправляют тех, кто склонен к гуманитарным наукам, и всех троечников», - признается она.
КАК В ТАТАРСТАНЕ? В школах Арска, например, картина другая. Там девятиклассники предварительно распределились по профилям следующим образом:
Физико-математические классы - 50 подростков.
Естественно-математические - 151.
Химико-биологические - 105.
Социально-экономические - 35.
Информационно-технологические - 24.
Агротехнологические - 26.
Сельскохозяйственные - 10.
Милицейские - 12.
Филологические - 13.
Школьники этого района отдают предпочтение царице наук математике. В чем же причина того, что арские школьники в отличие от казанских не горят желанием учиться в гуманитарных классах?
КОММЕНТАРИИ. Джанет Степанова, замдиректора по учебной части Арской школы N01:
- В Арском районе, как и в других районах республики (преимущественно в деревнях и поселках), дети, поступая в школу, изначально плохо знают русский язык. К девятому классу знания русского увеличиваются, но татарский все равно остается у большинства основным языком. Особенно это касается деревенских школ. В такой ситуации ребенку просто нет смысла идти в гуманитарном направлении. В Казани уровень преподавания и знания русского языка намного выше. Поэтому казанским школьникам обучаться в гуманитарных классах значительно проще.
Эльвира Камалова, второй замдиректора той же школы:
- Наша школа физико-математическая. Ученикам это направление представляется более значимым, главным. Гуманитарное направление кажется им второстепенным и ассоциируется у многих только с педагогикой. Поэтому многие наши сильные ученики выбирают именно физико-математическую специализацию. Другой нюанс: несколько лет назад наши ученики могли после 9 класса пойти в различные профтехучилища или на работу. Но с тех пор как ввели ЕГЭ, принимать 16-летних на работу или в училища без аттестата практически перестали. Другим же, в прошлом году у нас было таких 10 человек, приходится параллельно учиться в вечерней школе. Это сейчас проблема всех школ Татарстана. Ведь многие ребята, вынужденные идти в десятый класс, мечтают стать поварами, официантами, работниками автосалонов и совсем не настроены на учебу. Именно они выбирают гуманитарный класс.
Гульнур Самиева, психолог школы:
- Как показали опросы старшеклассников, дети мечтают о разных профессиях, но стать учителем никто не собирается. К концу девятого класса многие подростки еще не способны определить, какая специализация для них важней. Нередко выбор падает на гуманитарный класс исключительно потому, что преподаваемые в них предметы кажутся ребятам наиболее легкими.
ОТКРЫТИЕ. Получается, что система профильных классов не способствует воспитанию так нужного стране технаря? И казанский абитуриент опять идет в юристы, прорываясь через конкурсы в десятки человек на место, а чаще на контрактную основу, прощаясь с десятками тысяч рублей! Вот только диплом юриста или экономиста может обойтись ему куда дороже - очередью на бирже труда. Как сообщают новостные ленты, сегодня в России 2,5 миллиона студентов учатся на экономистов и юристов. Каждый третий из них - потенциальный безработный.
КОММЕНТАРИЙ МИНИСТРА. Более благоприятной ситуации для получения высшего образования в истории России, чем в этом году, еще не было, стало известно во вторник на брифинге в Кабмине РТ.
- Шансы получить высшее образование в этом году велики как никогда, - отметил министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов. - В этом году в республике закончили школу 26225 ребят. Для сравнения: в 2004-м их было 49578, почти в два раза больше. Поступать в этом году будут со «дна демографической ямы».
По словам Гильмутдинова, юристы, экономисты, социологи – это хорошие профессии, они нужны стране. «Но все дело в мере. Сегодня все хотят получить социогуманитарные специальности. Пусть родители и выпускники подумают трижды, куда идти, чтобы годы учебы не оказались выброшенными на ветер», - заметил министр. По некоторым данным, к 2014 году на рынке труда будет востребован только один из трех экономистов.
КСТАТИ
25188 выпускников-2009 собираются продолжить учебу, 905 – работать, 95 пока не определились. И только 37 выпускников хотят служить в армии. Спрос на высшее образование в этом году – 19897, а предложение – 16543 бюджетных места. Добавим к этой цифре более 25 тысяч внебюджетных и получим общую сумму. Сейчас в вузах РТ ребят ждет более 40 тысяч мест. Почти в два раза больше, чем выпускников.