Почему молодые учителя обходят школу стороной

По статистике Минобразования и науки РФ только 5% молодых специалистов, окончивших в этом году педагогические вузы или факультеты, работают в школе.

news_top_970_100
Остальные предпочитают найти своему высшему образованию другое применение - по специальности или в областях, с ней не связанных. Чтобы понять, что заставляет молодых специалистов обходить школу стороной, «КВ» пообщались с несколькими выпускниками-филологами. Ответы оказались сходными.Мнения «против»Александра, старший портье: Помимо обучения детей в школе приходится делать много внеклассной работы. С  учетом большого объема бумажной волокиты свободного времени просто не останется. С гуманитарным образованием можно найти куда более спокойную и высокооплачиваемую работу.Анастасия, корректор: Слишком большая ответственность у современного педагога. Дети непоседливы, мало ли что они натворят, а отвечать тебе. Плюс рано или поздно дадут классную нагрузку. Это заполнение кучи бумаг, за что доплачивают копейки. Еще напрягает общение с родителями. Для меня самое тяжелое - объяснять, почему их ребенку пятерок не ставят. Максим, копирайтер: Для того чтобы преподавать, нужно прежде всего иметь к этому тягу, а в идеале - талант. Работать в школе - это не устройство в кафе до лучших времен. К этому нужно быть готовым, потому что присутствует огромный уровень стресса - раз, гигантская ответственность - два. Многие абитуриенты поступают в педагогический вуз ради того, чтобы хоть куда-то поступить, не задумываясь о сложностях работы по специальности.Алина, администратор сайта: Если честно, то моя нервная система мне дороже. Школьные нагрузки несопоставимы с зарплатой, несмотря на то что сейчас она куда выше, чем несколько лет назад. Я считаю, это неблагодарная работа.Станислав, репетитор: Не хочу работать в школе, во-первых, потому, что имею ряд вопросов к нашей системе образования. Общепринятая методика преподавания мне не всегда импонирует. Во-вторых, все повязано на бюрократии, больше бумаг, чем дела: отчеты, журналы, тетради. Полина, преподаватель русского языка в вузе: Я не готова нести ответственность за непоседливых школьников. Кроме того, ежегодное повторение одного и того же материала не дает развиваться. Мне больше подходит работа со студентами: спокойнее со взрослыми людьми и научные работы «заржаветь» не дают.Мнения «за»Замечу, что слухи о стопроцентном нежелании молодых работать в школе сильно преувеличены. Многие выпускники педвузов искренне удивлялись: «Почему не хочу работать? Хочу! Не берут…» По их мнению, с повышением зарплаты борьба за учебные часы в школе обострилась да и возиться с неопытным выпускником не везде хотят. В этом я убедилась лично, обзвонив несколько казанских школ. В большинстве из них на вопрос по поводу наличия вакансии сразу отвечают коротко: «Нет». Где-то сначала спрашивают об опыте работы, а  потом задумчиво произносят: «Нет, у нас все-таки нет вакансии». Если же упомянуть о том, что информация о вакансии взята в районном образовательном центре, собеседники нехотя предлагают отправить резюме. Вот как прокомментировал эту ситуацию сотрудник образовательного центра: - Мы за устройство ответственности не несем. Школы подают информацию о вакансиях, она не всегда актуальная. Мы вам ее сообщаем, а вы уж сами связывайтесь и договаривайтесь. По словам директора одной из казанских школ, сейчас желающих работать действительно много - есть из кого выбирать. Предпочитают, конечно, учителей с опытом или рекомендациями, краснодипломников и обладателей научных степеней. Для сравнения я поговорила с теми выпускниками, кто в школу все-таки устроился. «Нравится ли работать в школе?» - спрашиваю у тех, кто титаническим трудом добился гордого звания - учитель. - Да, - уверенно отвечает Гузель, учитель русского языка и литературы. - Это мое любимое дело.  Преподающая тот же предмет Дарина дает менее уверенный ответ: - Мне очень нравится проводить уроки и работать с детьми. Но хотя я в школе первый год, на мне уже классное руководство. Поддержки со стороны старших коллег очень мало. Зато много конфликтов из-за распределения нагрузки. Со стороны родителей отношение к учителю зачастую неуважительное.

В чем причина
Отсюда вывод: помимо очевидных причин (несоответствие труда и оплаты, страх ответственности за детей, сохранность нервной системы) многих отпугивает и статус учителя в обществе, существенно изменившийся за последние десятилетия. Если раньше учитель был примером для подражания и пользовался всеобщим уважением, то сейчас все больше учителей утверждает, что в плохой успеваемости ребенка родители склонны обвинять исключительно учителя. Самая распространенная история, какую в наши дни можно услышать от учителей, - про родителей, приходящих в школу и требующих поставить их чаду хорошую оценку. - Мало зарплату поднять, - делится мнением молодой специалист Дарина. - Когда профессия учителя снова станет уважаемой, а качество утвержденной образовательной программы повысится, тогда и захотят молодые в школу.

news_right_column_240_400