Времена нынче действительно тяжелые. Люди пока попросту не привыкли самостоятельно отстаивать свои интересы и не умеют приспосабливаться к рынку. А он именно этого и требует.
Большинство начинающих бизнесменов, даже имея высшее экономическое образование, не всегда способны профессионально вести бухгалтерский учет и сложную документацию. Поэтому довольно часто можно наблюдать следующее.
Два человека взялись за какое-нибудь дело и начинают его раскручивать. Первый знает, как как привлечь клиентов, второй их «обрабатывает». Постепенно предприятие становится прибыльным, у учредителей появляются «живые» деньги. Так проходит полгода-год. Затем между партнерами возникают дрязги, и они начинают делить прибыль - важный человеческий фактор, который присутствует всегда и везде. И вдруг эти деньги резко заканчиваются.
«Что случилось? Ведь все вроде делали правильно...» - задаются они вопросом и не находят ответа.
- Это классический пример того, как закатываются только начавшие свое восхождение на небосклон звезды предпринимательской деятельности, - считает главный бухгалтер одной из казанских фирм, эксперт Андрей Щерба. - В данном случае роковым является даже не человеческий фактор, бюрократы и непосильные налоги, а отсутствие финансовой грамотности у людей, организовавших дело. Подобное происходит сплошь и рядом. Вообще, опыт показывает, что 50 процентов фирм закрываются в первый год своей работы именно по этой причине. На второй-третий годы работы закрываются уже 80 - 90 процентов предприятий малого бизнеса.
Справедливости ради стоит отметить, что и наше республиканское правительство, и Президент Татарстана Минтимер Шаймиев уделяют этой проблеме большое внимание. Однако ситуация настолько сложна, что сразу решить все проблемы не удается.
Я часто общаюсь с выпускниками высших учебных заведений, окончивших экономические факультеты с красным дипломом. Но и они зачастую не могут ответить на элементарные вопросы, не знают, какие документы и счета необходимы в том или ином - подчеркну: не самом трудном - случае. Они просто не могут применить знания на практике или этими знаниями не обладают совсем. Их приходится учить заново. Таковы издержки нашего высшего образования.
Представьте, что в вашем офисе стоит компьютер. По разным бумагам он может проходить по-разному. В зависимости от того, как руководитель его оформит, он будет платить с него разную сумму налога или не платить вообще. То есть руководитель должен уметь оптимизировать расходы, чего зачастую сделать не может. Поэтому и проблема очень серьезная.
Мы решили узнать, так ли все обстоит в действительности, и обратились за комментарием в комитет поддержки предпринимательства администрации Казани.
- Ситуация в самом деле непростая, - говорит заместитель председателя Джавдат Ахманов. - Возьмем статистику. За год в Казани зарегистрировано 772 малых предприятия. При этом ликвидировано 147. Это 20 процентов от вновь зарегистрированных. Конечно, не все открывшиеся в 2003 году предприятия закрылись в нынешнем. И все же в действительности статистика не отражает наглядно истинного положения дел: около половины малых предприятий прекращают свою деятельность после года работы. И более 70 процентов - в последующие годы.
Причина этого заключается прежде всего в неумении директоров управлять финансовыми потоками фирм, а не в налоговом бремени, ведь на сегодняшний день существует множество легальных схем оптимизации затрат.
Таким образом, несмотря на надежды властей предержащих на формирование сильного и уверенного среднего класса, малый бизнес продолжает вести борьбу за существование. При этом предприниматели в очередной раз придумывают себе жертвенную историю: виноваты те, другие, но только не они. Однако каждому начинающему бизнесмену следует помнить: прежде чем затевать игру и делать крупные ставки, нужно по крайней мере изучить ее правила.
Зуфар ДАВЛЕТШИН