«Вообще как могло получиться так, чтобы компания без лицензии на туристическую деятельность, без лицензии на использование судов могла работать?» - спрашивал в Казанском Кремле премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании правительственной комиссии, созданной после крушения «Булгарии». Как это возможно? Да очень просто. Лицензирование туроператоров было законодательно отменено пять лет назад и заменено на «финансовое обеспечение ответственности туроператоров за неисполнение либо некачественное исполнение своих обязанностей по договору о предоставлении туристических услуг». То есть вместо лицензии туроператор должен иметь финансовые гарантии для возмещения ушерба в случае некачественного исполнения услуги. Таким образом защиту интересов туристов возложили на страховые компании и банки. В случае чего турист согласно законодательству вправе обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к страховщику либо к гаранту. В чем разница? Профессиональные операторы, в том числе и те, кто на рынке туруслуг уже лет 50, были против таких перемен. Лицензирование было барьером для проникновения в сферу этого бизнеса дилетантов. Например, при лицензировании непременным условием было, чтобы человек работал в этой области не менее трех лет, имел профильное или хотя бы любое высшее образование. Отмена лицензии означает, что любой товарищ Шариков может предоставлять туруслуги, совершенно не разбираясь в них. Достаточно снять офис и повесить соответствующую вывеску – и все, вы вправе реализовать туристический продукт. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: низким качеством услуг, ошибками, ценой которых могут стать и становятся человеческие жизни.«СтОим мы дешево...»Однако вернемся к финансовой ответственности туроператоров. Какие она нам дает гарантии? Если говорить о внутреннем туризме, а именно к нему относятся речные круизы по Волге, то туристической компании достаточно застраховать свою ответственность на сумму 500 тысяч рублей. Хватит ли этой суммы, чтобы возместить ущерб в масштабах такой трагедии, как «Булгария»? Конечно нет. Впрочем, в этом случае тур вообще не был застрахован, что само по себе нонсенс. Туроператоры, не имеющие достаточного финансового обеспечения и не внесенные в Единый федеральный реестр туроператоров, не имеют права вести свою деятельность. Турагенты – сотрудничать с такими операторами. Однако находятся те, кто сотрудничает. Безопасность туриста – в руках самого туристаТо, что жертвами «Булгарии» стали не самые состоятельные представители общества, это ясно. Привлекли их именно дешевые путевки - более дорогие были не всем по карману. Однако гарантируют ли фирмы с дорогими путевками безопасный отдых? Как выяснилось, презентабельный офис и солидный вид его владельца и даже регистрация в реестре Ростуризма не всегда признак добросовестной компании. К сожалению (а может быть, так и надо), значительная ответственность за безопасность туриста лежит на нем самом.Любая поездка, даже совсем недалеко, – это риск. Реальность такова, что надо покупать не первый попавшийся тур в первом попавшемся переулке, а найти время, чтобы приложить определенные усилия для поиска различной информации, знакомства с законодательством. Это как автомобиль – прежде чем купить, вы узнаете обо всех его достоинствах и недостатках, знакомитесь с репутацией от потребителей и в конце концов выбираете для себя оптимальный вариант. Так почему же к турпутевкам мы относимся так легкомысленно?Как выбрать надежного туроператора Директор туристического агентства Евгений Никулин рекомендует: 1. Выясните, сколько лет на рынке туристических услуг работает туроператор, чей тур вам предлагают приобрести. Желателен солидный опыт - хотя бы не менее пяти лет.
2. Если речь идет о речных круизах, лучше обратиться в фирму, специализирующуюся именно на продаже речных круизов. А не продающей все направления понемножку – и отдых на Черноморском побережье, и в Турции и т.д. Здесь больше шансов, что фирма имеет более полную информацию о таких круизах, хорошо ориентируется в массе туроператоров, предлагающих туры в этой области, а значит, из лучшего выбирает самое подходящее и достойное.
3. Обратите внимание, как составлен договор. Там должен быть прописан не только турагент, который лишь реализует путевку, но и туроператор, который создал сам тур. Если что-то случится, он будет нести ответственность по закону. Важный момент: убедитесь, что в договоре количество абзацев об обязанностях туриста адекватно количеству абзацев о его правах. Часто бывает, что по договору у туриста сплошные обязанности и никаких прав.
4. Убедитесь, что данный туроператор занесен в Единый федеральный реестр туроператоров России и соответственно имеет договор страхования. Эта информация должна в виде документов содержаться у турагента.
5. В договор можно внести изменения относительно дополнительной страховки туриста.
6. Слишком дешевая стоимость путевки должна насторожить. Как узнать адекватную цену? Посмотрите разброс цен на подобные круизы у разных туроператоров. В принципе, цена складывается из стандартной стоимости стандартных услуг, поэтому не должна очень различаться. Слишком дешевая путевка может означать, что на чем-то крупно сэкономили.
7. Требуйте дополнительную информацию. Если это речной круиз, поинтересуйтесь типом судна, годом постройки, ремонта, словом, его «биографией» - на это вы тоже имеете право. Ее можно поискать и в интернете.
8. Самая объективная информация о туроператоре – мнения бывалых людей. Это и сарафанное радио, и отзывы в интернете - лучшая реклама и антиреклама.
2. Если речь идет о речных круизах, лучше обратиться в фирму, специализирующуюся именно на продаже речных круизов. А не продающей все направления понемножку – и отдых на Черноморском побережье, и в Турции и т.д. Здесь больше шансов, что фирма имеет более полную информацию о таких круизах, хорошо ориентируется в массе туроператоров, предлагающих туры в этой области, а значит, из лучшего выбирает самое подходящее и достойное.
3. Обратите внимание, как составлен договор. Там должен быть прописан не только турагент, который лишь реализует путевку, но и туроператор, который создал сам тур. Если что-то случится, он будет нести ответственность по закону. Важный момент: убедитесь, что в договоре количество абзацев об обязанностях туриста адекватно количеству абзацев о его правах. Часто бывает, что по договору у туриста сплошные обязанности и никаких прав.
4. Убедитесь, что данный туроператор занесен в Единый федеральный реестр туроператоров России и соответственно имеет договор страхования. Эта информация должна в виде документов содержаться у турагента.
5. В договор можно внести изменения относительно дополнительной страховки туриста.
6. Слишком дешевая стоимость путевки должна насторожить. Как узнать адекватную цену? Посмотрите разброс цен на подобные круизы у разных туроператоров. В принципе, цена складывается из стандартной стоимости стандартных услуг, поэтому не должна очень различаться. Слишком дешевая путевка может означать, что на чем-то крупно сэкономили.
7. Требуйте дополнительную информацию. Если это речной круиз, поинтересуйтесь типом судна, годом постройки, ремонта, словом, его «биографией» - на это вы тоже имеете право. Ее можно поискать и в интернете.
8. Самая объективная информация о туроператоре – мнения бывалых людей. Это и сарафанное радио, и отзывы в интернете - лучшая реклама и антиреклама.