Приключения итальянской виолончели в Казани

Вчера в зале Татгосфилармонии имени Г.Тукая отмечался юбилей народной артистки РТ Ларисы Масловой.

news_top_970_100
Автор фото: tgf-rt.ru

Солистка отдела оперной и камерной музыки Татгосфилармонии играет на виолончели начала XX века, на внутренней деке которой читается надпись «Страдивари». Как оказался в Казани итальянский инструмент легендарной фирмы, история очень интересная. 
Раньше эта виолончель принадлежала моему отцу Рафаилу Милицыну. Несколько слов о том, откуда есть пошел наш род. Еще прадед Абраша Милицын дослужился до младшего приказчика в магазине купца-бакалейщика Агафона Афанасьева, а потом и сам получил статус купца третьей гильдии. Когда старшие дети выросли, они стали верными помощниками отца (всего было девять отпрысков). Рафаил (Рахмил) родился в 1903 году и был седьмым ребенком в семье. Рафа окончил гимназию №2 на Лево-Булачной улице, учился в частной музыкальной школе Рудольфа Гуммерта, потом в Казанском музучилище (Восточный музыкальный техникум) на улице Жуковского по классу виолончели. Его с детства привлекала виолончельная «фигура» с ее бархатным, баритональным звучанием. 
Осенью 1918 года магазин Милицыных разграбили мятежные белочехи. Потом был НЭП (новая экономическая политика). На семейном совете было решено попытаться выстроить жизненный путь одному из младших братьев, Рафаилу (Рахмилу), который к тому времени закончил музыкальный техникум. На средства семьи в торгсине («торговля с иностранцами») купили за золотые монеты инструмент легендарной итальянской фабрики «Страдивари» и ноты в коленкоровых обложках на итальянском языке нескольких партитур опер для виолончели.
В 1926 году с рекомендательным письмом поехал Рафа в Москву, поступил и прошел весь курс музыкального техникума имени Гнесиных по классу виолончели. Итальянский инструмент был не только красив по звучанию, но и легок даже для невысокого человека. В те годы Рафа Милицын выступал щеголем, подражал футуристам, всяким модным течениям 20 - 30-х годов ХХ века. Всегда в идеально сидящем костюме, манишке, при галстуке-бабочке...
Вернувшись в 1930 году в Казань, Рафаил работал в объединении «Востоккино», в оркестрах «Ударник» в кинотеатре «Электра» («Татарстан»), «Унион» («Родина»), «Трио» в «Пионере». Одновременно участвовал в концертах симфонического оркестра под управлением А.Литвинова и И.Шермана.
В годы Великой Отечественной войны отец работал и в городском цирке - в старом здании на улице Черноозерской. Позднее в оркестре под управлением Семена Брина и Олега Лундстрема. Сколько помню, он всегда выходил из дома выбритый, аккуратно одетый. И часто повторял, что мужчина начинается с ботинок и галстука. Старушки на лавочке у ворот шутя говорили вслед: «Вот идет Милицын с большой балалайкой под мышкой», - так они прозвали знаменитую виолончель.
Оперный и татарский театры с 1939-го по 1956 год располагались под одной крышей - в здании на улице Горького, 13 (ныне там размещается Татарский театр драмы и комедии имени К.Тинчурина), и все эти годы Рафаил Абрамович сидел за первым пультом в оркестровой яме.
Отец рано ушел на пенсию по болезни. Наша семья продала раритетный инструмент и старинные ноты, партитуры опер и арий замечательному музыканту Валентину Варшавскому. Теперь пришла эра новых приключений виолончели. Сейчас, после Милицына и Варшавского, инструмент попал к Ларисе Масловой. 
Я рад, что наш инструмент перешел в руки этой талантливой виртуозной исполнительницы. В репертуаре артистки 15 концертов для виолончели с оркестром, около пятисот сочинений. Итог весомый - 5 тысяч концертов, два-три сольных концерта ежегодно. Ныне у Ларисы Масловой тройной юбилей - в жизни, творческой деятельности и работы в филармонии. Желаю ей всяческих успехов - в руках с любимой виолончелью! 

news_right_column_240_400