Хэрмэтле халык депутатлары!
Уважаемые народные депутаты!
Уважаемый Фарид Хайруллович!
Уважаемый Сергей Владиленович!
Вам хорошо известны обстоятельства, предшествовавшие сегодняшнему этапному событию в жизни республики. На встрече с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 9 марта в Москве принято совместное решение о необходимости продолжить мне возглавлять республику и последующие пять лет, хотя я неоднократно заявлял о своем нежелании участвовать на следующих президентских выборах. Должен сказать, что в данном случае мое решение не только личное, оно вытекает из коллегиального обсуждения конкретной ситуации с людьми, советы которых в судьбоносные дни являются адекватными вызову времени. Как было подчеркнуто Президентом России, цена вопроса - социально-политическая, экономическая стабильность в Республике Татарстан на всех этапах перестроечных лет. Фактор внезапности принятого решения предопределен законодательной возможностью сделать этот шаг досрочно, чтобы неотложно, без колебаний, приступить к формированию единой команды, включая будущие органы местного самоуправления. Речь идет не о подчиненности или "перетягивании каната", а об обеспечении единства действий всех уровней власти в реализации принимаемых нами решений.
Уважаемые народные депутаты!
Моя Программа дальнейшей деятельности вытекает во многом из задач, определенных в Годичном Послании Государственному совету на 2005 год и на ближайшие пять лет.
Принимая во внимание то, что вам роздан текст Послания, а с начала года были проведены коллегии министерств и ведомств, большинство сессий с отчетами глав администраций районов и городов, хотел бы остановиться лишь на самых принципиальных направлениях развития республики в едином политическом и экономическом пространстве Российской Федерации.
Установленный федеральным законодательством новый порядок наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации потребовал внесения соответствующих изменений в Конституцию Республики Татарстан. Считаю, меры, предпринятые федеральным центром, направлены на обеспечение безопасности страны и повышение эффективности управления государством. Их не следует рассматривать как отказ от федерализма. Современная Россия может развиваться только как федеративное, демократическое государство. Вместе с тем у осуществляемой федеральной административной реформы все больше обнаруживаются изъяны. Появилось неоправданно большое количество территориальных управлений федеральных министерств и агентств, которые не только дублируют республиканские ведомства, но и мешают друг другу в работе. Например, всегда было одно Министерство экологии Республики Татарстан, отвечавшее за охрану всей природы, теперь стало пять федеральных структур, которые начали делить окружающую среду вширь и вглубь между собой. В результате возникла полная неразбериха. В то же время с учетом нашего опыта есть договоренность по отдельным министерствам о передаче исполнения федеральных и совместных полномочий единым органам управления по оправдавшей себя схеме двойного подчинения. Тем более это становится актуальным в условиях наделения глав регионов властными полномочиями по предложению Президента Российской Федерации. Это внесло бы определенную ясность в понимание целей заявленной по стране административной реформы. В этих условиях Кабинету министров Республики Татарстан совместно с соответствующими федеральными органами необходимо продолжить разработку механизмов такого взаимодействия. Подобная проблема отчасти имеется и в республике по территориальным органам, где также необходимо избавляться от дублирования деятельности органов местной власти.
В истекшем году исполнилось десять лет со дня подписания Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан. Все еще ряд политиков продолжают оспаривать необходимость договорных отношений. Не вдаваясь в подробности, могу еще раз заявить: политическая и социальная стабильность в Татарстане - это результат действия Договора. На базе его мы выработали свою программу приватизации и не дали возможность олигархам за бесценок скупить собственность республики. Договор позволил нам реализовать Программу адресной социальной защиты, Программу сплошной газификации республики, ликвидации ветхого жилья, развернуть строительство дорог и мостов, развить международные связи и многое другое.
Договор - это исторический документ, который сыграл свою неоценимую роль. Он был разработан для переходного периода, когда не было четкого разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами, не сложилась система управления в условиях рыночной экономики. В новых условиях нужен вариант Договора, учитывающий современные реалии. Совместная с федеральным центром рабочая группа, во главе которой С.В.Кириенко и Ф.Х.Мухаметшин, готовит новую редакцию Договора, которая, надеемся, к июлю вступит в законную силу.
Парламент республики настоящего созыва осуществляет свою деятельность на новых принципах, в нем появились партийные фракции "Единая Россия" и КПРФ, депутатская группа "Татарстан - новый век". Многопартийность внесла в его работу здоровый элемент дискуссионности. Государственному Совету главное соотнести принимаемые решения с потребностями и интересами наших сограждан. Речь идет о правовом обеспечении начатых преобразований в местном самоуправлении, жилищно-коммунальной сфере, образовании и здравоохранении, о создании рынка доступного жилья и формировании правовой базы социальной ипотеки, завершении земельной реформы.
Работа парламента не должна ограничиваться только законотворчеством. Крайне важна его роль в становлении демократических институтов. Гражданское общество не может возникнуть на пустом месте. Его нужно строить через публичный диалог с властями всех уровней. Парламентариям необходимо научиться работать в режиме постоянного, открытого обмена мнениями с населением, исполнительной властью, научными, предпринимательскими кругами, всеми демократическими институтами.
Действенным инструментом налаживания конструктивного взаимодействия между обществом и властью может стать Собрание представителей политических и общественных организаций (Общественной палаты) Республики Татарстан. Его формирование позволит включить постоянный канал выдвижения социально значимых инициатив, будет способствовать большей открытости власти и ее политики. В особых подходах нуждается диалог, конструктивное сотрудничество власти с молодежью.
В нашей республике традиционно особое внимание уделяется соблюдению межэтнического, межрелигиозного мира и согласия. По итогам переписи, в Татарстане насчитывается восемь национальностей, численность которых превышает 10 тысяч человек. Татары составляют около 53% от общей численности населения, русские - порядка 40%. В число наиболее представленных народов входят чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы и башкиры. Выросло число азербайджанцев, армян, таджиков, узбеков. Рост экономики потребует нового притока рабочей силы, и приезжающие в нашу республику не должны чувствовать себя чужими. Для мигрантов весьма актуальны вопросы легализации своего статуса, преодоления языкового барьера, трудоустройства, приобретения жилья.
На общее социальное самочувствие в республике заметное влияние оказывает состояние религиозной жизни и межконфессиональных отношений. В то время как в мире растет обеспокоенность исламо-христианскими отношениями, мы демонстрируем модель мирных отношений, что было отмечено Комиссаром Совета Европы по правам человека, а также делегацией парламентской Ассамблеи Совета Европы, которые в прошлом году посетили Казань. Важно продолжить в системе образования, издательской деятельности традиции джадидизма, сделать их достоянием более широкой общественности не только в республике, но по всей стране. Задавать тон должен Российский исламский университет как методический и научный центр современного исламского образования, противостоящий ваххабизму и чуждым для республики иным веяниям. Период становления университета прошел, и мы сегодня вправе от него ожидать ощутимых позитивных результатов.
Первой в Российской Федерации в республике разработана "Стратегия антикоррупционной политики Республики Татарстан". Теперь мы представляем всю масштабность и сложность этого явления. Борьбу с коррупцией нельзя рассматривать как разовую кампанию, она требует кропотливой и скоординированной работы различных ведомств, общественности и прессы. В ближайшее время в рамках Совета безопасности будет рассмотрен и принят механизм реализации данной стратегии. Мы готовы к самым решительным многосторонним действиям в этом направлении.
В 2005 году в завершающий этап вступает реформа местного самоуправления. Новый федеральный закон отныне дал исчерпывающий перечень вопросов местного значения, которыми обязаны заниматься муниципалитеты. В результате этих мер власть станет ближе к нуждам населения.
Жизнь полностью подтвердила обоснованность наших подходов к организации местной власти. В отличие от многих регионов мы не только сохранили оптимальную степень управляемости, но, реформируя экономику и социальную сферу, заложили материально-финансовые основы для необходимого разграничения полномочий между государственными органами и структурами местного самоуправления.
В конце текущего года у нас впервые муниципальные институты управления появятся на уровне городов и районов. Мы с вами предлагаем на период формирования полноценной муниципальной власти этого уровня установить порядок избрания глав муниципальных образований местными Советами с учетом мнения Президента Республики Татарстан - по их обращению. На мой взгляд, такая схема выборов позволит обеспечить мягкое вхождение Татарстана в муниципальную реформу.
В условиях демократических свобод важнейшим каналом взаимодействия государства и общества являются средства массовой информации - они во многом определяют общественные настроения. По насыщенности периодическими изданиями Республика Татарстан по-прежнему находится в числе лидеров в Российской Федерации. Около тысячи СМИ представляют татарстанцам разнообразную информацию, широчайшую палитру мнений. СМИ и в дальнейшем должны чувствовать себя в республике комфортно, в свою очередь, мы надеемся на конструктивное сотрудничество. Порой журналисты, особенно в приложениях к московским газетам, пишут откровенную ложь о республике, а у нас не находится никого, кто бы мог аргументированно ее опровергнуть, пока она не укоренилась в сознании. О задачах Агентства массовой коммуникации "Татмедиа" мы конкретно говорили в прошлогоднем Послании. Они остаются актуальными и сегодня. От Союза журналистов мы ждем перехода от количественных показателей к качественным.
Этот год для всех нас знаменателен 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. В Республике Татарстан около трехсот пятидесяти тысяч человек не вернулись с войны, погиб почти каждый второй из ушедших на фронт. Поэтому наш долг сохранить в веках их имена. Одновременно с федеральным центром республика, все органы власти на местах осуществляют ряд эффективных мер по улучшению материального положения участников Великой Отечественной войны и организации масштабных празднеств, достойных юбилея Великой Победы.
Общественно-политическая значимость 1000-летия Казани огромна. Юбилей знаменует торжество многовековой цивилизации, признание уникальной исторической миссии нашего края как региона духовно-культурного симбиоза Востока и Запада. Столица преображается быстрыми темпами. Выполнен огромный объем строительных работ, осуществлено многое из намеченного федеральной целевой программой "Сохранение и развитие исторического центра г. Казани". Поэтапно реализуется программа юбилейных мероприятий. Времени остается мало - надо спешить уверенно. Для нас с Вами - это экзамен на зрелость.
Уважаемые народные депутаты!
Выбранный курс на повышение качества жизни людей, обеспечение эффективного промышленного роста, оптимизацию системы государственного управления доказал на практике свою жизнеспособность и поэтому должен быть продолжен.
В 2004 году в Послании была поставлена стратегическая задача - ускорение повышения качества жизни татарстанцев до международных стандартов. В этих целях разработан и внедрен в систему республиканского и территориального планирования специальный агрегированный индикатор (в Российской Федерации подобный показатель пока отсутствует). Индикатор учитывает все важнейшие составляющие жизни наших людей (уровень доходов, состояние здоровья, стоимость жизни, доступность жилья, инфраструктурную обеспеченность, экологическую безопасность, состояние правоохранительной системы, доверие к власти и многое другое).
В настоящее время по уровню качества жизни по этим критериям мы в среднем на треть отстаем от аналогичных показателей западноевропейских стран. Наша задача - в ближайшие пять лет ликвидировать этот разрыв по ключевым составляющим. С учетом такой постановки проблемы Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан должно подготовить обновленную программу.
Заработная плата и денежные доходы - важнейшие компоненты качества жизни. Пришло время принятия в республике действенных мер для обеспечения их роста и снижения неоправданной дифференциации в оплате труда и в доходах. Мы выстояли в кризисные периоды, обеспечили стабилизацию, сейчас работаем над созданием условий для конкурентного экономического роста. Наших целей невозможно достичь, если работающему человеку платят ниже прожиточного минимума и отправляют людей на социальную пенсию. Если работодатель не в состоянии своим работникам обеспечить заработную плату на уровне минимального потребительского бюджета, он должен уступить место коллегам, работающим более эффективно. Откладывать решение этой важнейшей проблемы никак нельзя.
Правительству необходимо в 2005 - 2006 годах предпринять принципиально новые подходы по повышению заработной платы работников бюджетной сферы. Это прежде всего за счет доведения ее до уровня среднерыночной - путем перехода от Единой тарифной сетки к отраслевым системам, максимально учитывающим специфику их деятельности. Важно создать условия для воссоздания интеллектуальной элиты республики в ключевых областях, таких как образование, здравоохранение, культура и наука. Врач, спасающий жизнь и здоровье пациентов, преподаватель, пользующийся заслуженным авторитетом среди коллег и учащихся, должны получать вознаграждение, соответствующее их квалификации, таланту и вложенному труду. Уравниловка, основанная на единой тарифной сетке, способствует только распространению теневых выплат. Отныне нас такая практика не устраивает.
Республику Татарстан всегда отличало особое внимание к социальной сфере. На 2005 г. с учетом монетизации льгот и сферы ЖКХ запланирован беспрецедентный рост расходов на эти цели - в 2,1 раза по отношению к прошлому году. Удельный вес расходов на социальную сферу в общем объеме расходов консолидированного бюджета также вырос - до 53 %, что составляет свыше 31 млрд. руб. или более 8300 руб. на одного жителя республики, что существенно выше, чем во многих субъектах Приволжского федерального округа.
В рамках социальных реформ в республике принято сложное и ответственное решение о переводе с 2005 года всех видов государственной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг в денежные выплаты. Для этого введен дополнительный региональный стандарт, позволяющий нивелировать и дифференцировать процесс повышения тарифов. Основная наша задача состоит в том, чтобы государственную поддержку получали действительно нуждающиеся семьи.
По оценкам Правительства Российской Федерации разработанный в нашей республике подход к социальным реформам оказался наиболее последовательным. Всем субъектам Федерации было поручено изучить и распространить положительный опыт Татарстана по персонифицированному предоставлению субсидий. Мы считаем, что это только начало той большой работы, которую необходимо проводить в сфере ЖКХ.
К сожалению, рост тарифов пока не сопровождается заметным улучшением качества услуг. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан совместно с администрациями городов и районов необходимо кардинально перестроить работу с претензиями по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению. В последующем темпы роста стоимости услуг не должны превышать темпов инфляции. В текущем году нам необходимо это правило закрепить законом Республики Татарстан.
Республика нуждается в новой модели образования, обеспечивающей взаимовыгодную и тесную интеграцию образования, науки, инновационных и производственных процессов. Концептуально эти проблемы у нас определены и начата их реализация. Процессы глобализации, интенсивного развития коммуникаций, Интернета, электронной торговли требуют подготовки конкурентоспособных на мировом рынке труда специалистов со знанием языков. Это становится обязательным элементом современной деловой культуры. Задачей на предстоящие пять лет является создание повсеместно условий для углубленного, отвечающего требованиям времени изучения двух государственных языков Республики Татарстан и минимум одного из иностранных языков.
Финансовые средства, предусмотренные на здравоохранение в 2005 году в объеме 9,8 млрд. рублей позволяют обеспечить бесплатность всех основных видов медицинской помощи на уровне предыдущих лет. Однако в целом при росте затрат на здравоохранение и проводимой реструктуризации вот уже в течение ряда лет тарифы на питание и медикаменты при стационарном лечении остаются неизменными. Правительству республики необходимо за счет более эффективного использования ресурсов увеличить долю средств, направляемых на лечение конкретного больного.
Необходимо развивать и поддерживать, а не критиковать инициативу и деятельность крупных акционерных обществ и других товаропроизводителей, которые находят возможность вкладывать в развитие спорта значительные средства. Эти вложения реально способствуют активному вовлечению молодого поколения, наших детей в занятия спортом, решению проблем профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде, а также развитию высокоперспективной инфраструктуры в этой сфере.
С начала текущего года дан старт новой масштабной татарстанской жилищной Программе социальной ипотеки. Программа запущена взамен не имевшей аналогов Программе ликвидации ветхого жилья, которая бесплатно обеспечила жильем свыше 48 тыс. семей. Новая программа предусматривает использование таких инструментов как капитализация земли, паенакопление и т.д. - главное - разработана самая доступная форма обеспечения нуждающихся людей квартирами. Приоритет в этой программе получают молодежь, работники бюджетной сферы и трудовые коллективы предприятий, участвующих в ее финансировании.
Уважаемые народные депутаты!
Для успешной реализации вышеобозначенных задач необходимо перейти к новой системе оценки деятельности предприятий. Основным критерием должна стать добавленная стоимость. Это аналог валового регионального продукта, позволяющий четко измерить вклад предприятия в республиканскую и общенациональную экономику и одновременно обеспечить действенный контроль, не стесняясь этого выражения, за реализацией поставленных задач по росту заработной платы и денежных доходов.
Промышленная политика на современном этапе должна быть построена на трех важнейших составляющих:
- стимулировании инвестиционных процессов;
- повышении качества продукции, модернизации и техническом перевооружении производства;
- освоении новых рынков и продвижении республиканской продукции.
Для улучшения инвестиционного климата в интересах всего населения нами созданы две новые организации - "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" и Стабилизационный залогово-страховой фонд Республики Татарстан. Задача первого фонда - поиск новых высокоэффективных новаторских проектов, поддержки малого, среднего и венчурного бизнеса, финансирования инновационных программ. На эти цели мы запланировали 2,8 млрд.руб. Стабилизационный залогово-страховой фонд Республики Татарстан предназначен для повышения доступности финансовых средств, привлечения "длинных" инвестиционных средств в экономику. На формирование фонда предусмотрено 6,9 млрд.руб.
Для обеспечения конкурентоспособности республиканской экономики необходимо сконцентрировать государственную поддержку на следующих пяти ключевых сферах, которые формируют динамичное развитие республики:
- сфера инноваций, науки и научного обслуживания;
- высокотехнологичный сектор;
- топливно-энергетический комплекс;
- агропромышленное производство;
- малый и средний бизнес.
Лидерами генерации и внедрения новых высоких технологий должны стать нефтедобыча, нефтехимия и нефтепереработка, авиация, автопром, машино- и приборостроение, оборонно-промышленный комплекс. В 2004 году предприятия этих отраслей продемонстрировали наивысшие темпы экономического развития. Рост в машиностроении в Республике Татарстан - 12,9% (в Российской Федерации - 11,7%), в химической и нефтехимической по Республике Татарстан - 12,5% (по Российской Федерации - 7,4%). При этом уровень рентабельности в нефтехимии и нефтепереработке был почти на треть выше среднероссийского. Все это подтверждает правильность принятой нами несколько лет назад стратегии развития. Агропромышленный комплекс - село для республики были и остаются приоритетными, и как важнейший сектор экономики и как показатель благополучия, обустроенности всей территории республики.
Особое внимание будет уделено активизации процессов создания отдельных видов производств в небольших городах и населенных пунктах республики как партнеров крупных, успешно развивающихся предприятий. Наличие свободной рабочей силы и сравнительно меньший уровень средней заработной платы создают там привлекательные стартовые условия.
Предпринимательство нужно выводить на новый качественный уровень. Ведущую роль в этом процессе должно играть уже не государство, а саморегулируемые отраслевые объединения. Они должны заниматься защитой предпринимателей от недобросовестной конкуренции, активно участвовать в отработке новых механизмов государственного управления, противостоять коррупции, эффективно взаимодействовать с контролирующими органами, оберегать репутацию предпринимательского сообщества от фирм-однодневок, компаний, практикующих конвертные выплаты заработной платы, нарушающих принципы деловой этики.
Уважаемые народные депутаты!
Хочу обратить особое внимание качеству работы государственных служащих с населением. Каждый государственный служащий обязан понимать, что его основное предназначение - удовлетворение жизненных потребностей народа. Каждый татарстанец, обратившись в любой государственный орган, должен встречать не только внимательное и вежливое отношение, но и быть уверенным, что по решению его вопросов делается все возможное.
Безусловно, успех наших начинаний во многом будет зависеть от скоординированных действий парламента, исполнительной власти и органов местного самоуправления. У меня нет сомнения, что присущий нам стиль работы "в одной упряжке", имея в виду и выступающего, и дальше обеспечит успех в достижении наших устремлений во имя прогресса родной республики.
В заключение, учитывая ответственность момента - предстоящее голосование - хотел бы сказать: мы достаточно хорошо знаем друг друга и мне нет необходимости стараться понравиться больше, чем есть. Тем более в словах и поступках я другим уже не буду.
Спасибо за внимание!
Хґерле юлга!
смотрен и принят механизм реализации данной стратегии. Мы готовы к самым решительным многосторонним действиям в этом направлении.В 2005 году в завершающий этап вступает реформа местного самоуправления. Новый федеральный закон отныне дал исчерпывающий перечень вопросов местного значения, которыми обязаны заниматься муниципалитеты. В результате этих мер власть станет ближе к нуждам населения.
Жизнь полностью подтвердила обоснованность наших подходов к организации местной власти. В отличие от многих регионов мы не только сохранили оптимальную степень управляемости, но, реформируя экономику и социальную сферу, заложили материально-финансовые основы для необходимого разграничения полномочий между государственными органами и структурами местного самоуправления.
В конце текущего года у нас впервые муниципальные институты управления появятся на уровне городов и районов. Мы с вами предлагаем на период формирования полноценной муниципальной власти этого уровня установить порядок избрания глав муниципальных образований местными Советами с учетом мнения Президента Республики Татарстан - по их обращению. На мой взгляд, такая схема выборов позволит обеспечить мягкое вхождение Татарстана в муниципальную реформу.
В условиях демократических свобод важнейшим каналом взаимодействия государства и общества являются средства массовой информации - они во многом определяют общественные настроения. По насыщенности периодическими изданиями Республика Татарстан по-прежнему находится в числе лидеров в Российской Федерации. Около тысячи СМИ представляют татарстанцам разнообразную информацию, широчайшую палитру мнений. СМИ и в дальнейшем должны чувствовать себя в республике комфортно, в свою очередь, мы надеемся на конструктивное сотрудничество. Порой журналисты, особенно в приложениях к московским газетам, пишут откровенную ложь о республике, а у нас не находится никого, кто бы мог аргументированно ее опровергнуть, пока она не укоренилась в сознании. О задачах Агентства массовой коммуникации "Татмедиа" мы конкретно говорили в прошлогоднем Послании. Они остаются актуальными и сегодня. От Союза журналистов мы ждем перехода от количественных показателей к качественным.
Этот год для всех нас знаменателен 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. В Республике Татарстан около трехсот пятидесяти тысяч человек не вернулись с войны, погиб почти каждый второй из ушедших на фронт. Поэтому наш долг сохранить в веках их имена. Одновременно с федеральным центром республика, все органы власти на местах осуществляют ряд эффективных мер по улучшению материального положения участников Великой Отечественной войны и организации масштабных празднеств, достойных юбилея Великой Победы.
Общественно-политическая значимость 1000-летия Казани огромна. Юбилей знаменует торжество многовековой цивилизации, признание уникальной исторической миссии нашего края как региона духовно-культурного симбиоза Востока и Запада. Столица преображается быстрыми темпами. Выполнен огромный объем строительных работ, осуществлено многое из намеченного федеральной целевой программой "Сохранение и развитие исторического центра г. Казани". Поэтапно реализуется программа юбилейных мероприятий. Времени остается мало - надо спешить уверенно. Для нас с Вами - это экзамен на зрелость.
Уважаемые народные депутаты!
Выбранный курс на повышение качества жизни людей, обеспечение эффективного промышленного роста, оптимизацию системы государственного управления доказал на практике свою жизнеспособность и поэтому должен быть продолжен.
В 2004 году в Послании была поставлена стратегическая задача - ускорение повышения качества жизни татарстанцев до международных стандартов. В этих целях разработан и внедрен в систему республиканского и территориального планирования специальный агрегированный индикатор (в Российской Федерации подобный показатель пока отсутствует). Индикатор учитывает все важнейшие составляющие жизни наших людей (уровень доходов, состояние здоровья, стоимость жизни, доступность жилья, инфраструктурную обеспеченность, экологическую безопасность, состояние правоохранительной системы, доверие к власти и многое другое).
В настоящее время по уровню качества жизни по этим критериям мы в среднем на треть отстаем от аналогичных показателей западноевропейских стран. Наша задача - в ближайшие пять лет ликвидировать этот разрыв по ключевым составляющим. С учетом такой постановки проблемы Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан должно подготовить обновленную программу.
Заработная плата и денежные доходы - важнейшие компоненты качества жизни. Пришло время принятия в республике действенных мер для обеспечения их роста и снижения неоправданной дифференциации в оплате труда и в доходах. Мы выстояли в кризисные периоды, обеспечили стабилизацию, сейчас работаем над созданием условий для конкурентного экономического роста. Наших целей невозможно достичь, если работающему человеку платят ниже прожиточного минимума и отправляют людей на социальную пенсию. Если работодатель не в состоянии своим работникам обеспечить заработную плату на уровне минимального потребительского бюджета, он должен уступить место коллегам, работающим более эффективно. Откладывать решение этой важнейшей проблемы никак нельзя.
Правительству необходимо в 2005 - 2006 годах предпринять принципиально новые подходы по повышению заработной платы работников бюджетной сферы. Это прежде всего за счет доведения ее до уровня среднерыночной - путем перехода от Единой тарифной сетки к отраслевым системам, максимально учитывающим специфику их деятельности. Важно создать условия для воссоздания интеллектуальной элиты республики в ключевых областях, таких как образование, здравоохранение, культура и наука. Врач, спасающий жизнь и здоровье пациентов, преподаватель, пользующийся заслуженным авторитетом среди коллег и учащихся, должны получать вознаграждение, соответствующее их квалификации, таланту и вложенному труду. Уравниловка, основанная на единой тарифной сетке, способствует только распространению теневых выплат. Отныне нас такая практика не устраивает.
Республику Татарстан всегда отличало особое внимание к социальной сфере. На 2005 г. с учетом монетизации льгот и сферы ЖКХ запланирован беспрецедентный рост расходов на эти цели - в 2,1 раза по отношению к прошлому году. Удельный вес расходов на социальную сферу в общем объеме расходов консолидированного бюджета также вырос - до 53 %, что составляет свыше 31 млрд. руб. или более 8300 руб. на одного жителя республики, что существенно выше, чем во многих субъектах Приволжского федерального округа.