Казалось бы, совсем недавно я писал про отца Марии Оводовой статью, и вот судьба снова свела нас по иному поводу.
Наша постоянная читательница Наталия Шарафеева позвала меня в село Люткино Пестречинского района, что чуть далее 40 км от Казани по трассе М-7. Дело в том, что настоятель казанской церкви святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, которую посещает Наталия Валентиновна, протоиерей Александр Павлов в рамках проекта Татарстанской митрополии также проводит службы еще и в Люткино. А как раз в этой деревне родилась мама Марии Федоровны. В общем, так случилось, что все дороги вели корреспондента в Люткино.
«Эх, дороги...»
Что касается дороги, то для этой местности это весьма условное понятие. К селу Люткино есть свой съезд с М-7, но дорога там мало похожа на таковую, придется передвигаться буквально по полям. Лучше ехать через Шали. Однако и после Шалей никакого асфальта не предусмотрено. Так что ни в распутицу, ни зимой в Люткино на машине не доберешься. Только на вертолете.
Сразу стоит оговориться, что поездка вызвала у корреспондента «КВ» весьма противоречивые чувства. Ехал с надеждой узнать рецепт возрождения российских деревень, однако в который уже раз оказалось, что волшебной таблетки не существует. На одной чаше весов прекрасные виды природы, достойные кисти живописца, а главное, сохранившийся храм. На другой - как известно, только населенный пункт с действующей церковью может носить гордое звание села. По приезде выяснилось, что по факту вместо села обезлюдевшая деревня.
История села
Село Люткино упоминается в писцовых книгах с конца XVIII века, а название получило от хозяев села - помещиков Люткиных. В то время здесь функционировали поташной завод, кузня, мельницы, пилорама, окрестность была богата лесами. Крестьяне занимались земледелием, животноводством, держали пасеки, а также катали валенки. В 1889 году в Люткино построили храм и школу.
Храм святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских был заложен еще в 1887 году. Средства на возведение храма пожертвовал казанский купец Михаил Попов. Старинная церковь имеет, или, лучше сказать, имела, завершение из одного центрального купола и четырех маковок. Венчал церковь типовой чугунный восьмиконечный крест. Она была украшена внутри фресковой живописью и резным деревянным иконостасом. Часть фресок сохранилась до наших дней. Они производят потрясающее впечатление, как будто ты соприкасаешься с глубокой древностью. Храм как обрядовое учреждение просуществовал относительно долго, и только постановлением Президиума ВС ТАССР от 18 апреля 1941 года его закрыли.
Древний храм сейчас находится в весьма плачевном состоянии: купола давно упали, доски отсырели, здание разрушается год от года. Рядом с храмом аншлаги, на которых представлен проект восстановления храма. Причем каменного. Но вопрос с его финансированием, мягко говоря, открыт. Остается надеяться лишь на пожертвования прихожан, причем не только этого храма. Средства на восстановление перечисляют казанцы и татарстанцы. Еще в 2021 году проект «Память не водица», инициированный приходом Кулаевской церкви, что недалеко от Люткино, выиграл президентский грант на сумму 463 тысячи рублей. На эти средства провели благоустройство села, установили новую ограду на кладбище со старинными захоронениями XIX века.
А пока отец Александр служит в старом здании, которое, кажется, держится только на красоте настенных фресок и вере прихожан. Проводит службы священник только по субботам и воскресеньям. «Пока лето, будем стараться», - сказал он прихожанам, которые в основном приезжают в Люткино только на службу и навестить могилы родственников.
Кстати, местное кладбище отражает историю страны. Здесь, к примеру, находится могила уроженца села Владимира, ветерана войны с Османской империей 1877 - 1878 годов. Фамилии на могильном камне за древностью лет уже не разобрать. Согласитесь, не каждое село может похвастаться такими захоронениями.
Родившийся в Люткино Владимир Бочкарев подвел меня к могилам Павла Константиновича и Анны Якимовны Бочкаревых - его однофамильцев, возможно, дальних родственников. Владимир Александрович многое знает про своих односельчан. Увы, давно бывших. Павел Константинович - ветеран Великой Отечественной войны, работал директором местной школы. Вместе с супругой-учительницей они воспитали и образовали несколько поколений люткинцев. Жаль, но местная школа давно прекратила свое существование. Да и люткинцев как таковых не осталось.
Остались лишь дачники
Помимо храма здесь сохранилось порядка 20 домов. Приезжающие сюда используют их как дачи. А местного населения практически не осталось. И это не наследие 90-х годов, как можно было подумать. Люткино начало исчезать с начала 70-х годов.
Местные, точнее, бывшие местные, жители винят во всем присоединение села к Шалинскому сельскому поселению. В тот период стали укрупнять колхозы. До этого исторического момента Люткино было самостоятельным и богатым селом. Рядом колосились поля, на фермах мычала скотина, была даже собственная МТС (машинно-тракторная станция). Виктор Александров, живший здесь с рождения, то есть с 1957 года, по 1972 год, вспоминает, что его отец работал мельником, значит, в селе была мельница. А с укрупнением и подчинением Шалям все это стало постепенно пропадать, заметил Виктор Федорович.
Анастасия Новикова тоже уехала в 1972 году, как окончила школу. Учебное заведение закрыли в 1975 году, тем самым обрекли село на исчезновение, считают бывшие местные жители. Потому что семьи с детьми стали быстро разъезжаться.
Анастасия Ефимовна помнит, как после школы ходила с коромыслом за водой, как трудно было преодолевать местный овраг. А однажды, ей было примерно лет 12, они с мамой пошли на речку стирать белье. Речушка тут маленькая, но течение сильное. И в какой-то момент маму унесло. Хорошо, что успела зацепиться за корягу вниз по течению. Но Настя тогда сильно испугалась.
Анна Кубасова говорит, что ели в детстве преимущественно картошку - готовили из нее самые разные блюда. Макароны были для местной детворы настоящим праздником. Огурцы часто не урождались, а помидоры и вовсе не сажали: слишком много возни да и воды не натаскаешься. В домах стояли печи, дрова добывали сами в лесу и возили в дом на тележках, вспоминала Анна Константиновна.
А теперь дачники живут здесь только в летний период. Точное количество жителей назвать никто не смог, речь идет о десятках человек. Впрочем, есть в Люткино и новые поселенцы, хотя их мало. Людмила Захарова из Казани всегда мечтала жить рядом с храмом. Причем храм назван в честь казанских святителей, что стало для нее дополнительным стимулом. До храма от ее дома меньше 200 метров. Еще и созвучие с ее именем понравилось в названии села: почти Людкино. Вот и купила здесь дом с участком и переехала сюда с детьми. Еще ей помогает отец - весельчак и балагур. А муж ушел добровольцем на СВО.
Храм как символ возрождения
По словам Людмилы, роль храма в возрождении села ключевая. Это центр притяжения, в первую очередь как для бывших местных, так и для приезжих.
Вот только всем понятно, что нужен новый храм, лучше каменный. Дело за «малым» - найти на это средства.
Поэтому в специально созданной для этого группе в телеграм-канале объявлен сбор средств. Людмила говорит, что жертвуют благотворители охотно. Даже одна женщина из Ростовской области выразила желание помочь делу восстановления храма и села. Однако до сбора необходимой суммы еще далеко. «Как же вы надеетесь обновить храм?» - спрашиваю. «С Божьей помощью!» - отвечает Людмила. Что же, энтузиасты в нашей стране и не с такими задачами справлялись.