Религиозная жизнь в Татарстане: плюсы и минусы глазами госслужащего

«КВ» продолжают публикации на тему религиозной жизни в Татарстане. В предыдущих номерах «толстушки» (31 января, 7 и 21 февраля) свое мнение высказали православный священник, ученый, ректор РИУ - ученый-богослов. Сегодня тему продолжает госслужащий.

news_top_970_100
После Октябрьской революции 1917 года Русская Православная церковь была отделена от государства. В 1918 году на территории бывшей империи, контролируемой большевиками, прекратилось финансирование духовенства и религиозного образования из казны. Однако сколько же изменений в отношениях Церкви и государства произошло за эти почти сто лет! Какие контрасты претерпели их взаимоотношения...

Государственный взгляд на религию менялся быстро и радикально. Гонения 1920 - 1930-х годов сменились почитанием в годы Великой Отечественной войны, когда на щит Родины подняли великих святых, а с чудотворными иконами облетали осажденные города и веси страны, изнемогающей в битве с врагом. Хрущевская оттепель опять ударила по оставшимся храмам, послушные чиновники принялись рьяно уничтожать эти островки сопротивления новой религии - коммунизму. Все «колебания курса» происходили в формальных рамках независимости друг от друга двух глобальных институтов общества - Церкви и государства.

Какую же роль играет сейчас религия в жизни нынешнего поколения огромной страны? Свой взгляд на эту тему на страницах «КВ» представляет замначальника Управления по взаимодействию с религиозными объединениями департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики - заведующий отделом образовательных программ и проектов Владимир КОЗЛОВ.

О возврате долгов

- Что такое религия? Она дает верующему утешение и душевное равновесие. Да, с 1918 года Церковь отделена от государства. Но действительно, за это время государственно-церковные отношения существенно изменились, а их законодательное обеспечение не всегда успевает за ходом преобразований в религиозной сфере. Хотя и здесь происходят позитивные сдвиги. Так, государство признало несправедливость изъятия церковного имущества в советский период. В конце 2010 года принят федеральный закон о передаче имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной или муниципальной собственности. В Татарстане большинство культовых зданий было возвращено верующим задолго до принятия этого закона. Еще в 1990-е мечети, храмы, синагога, кирха, католическая часовня обрели исконных владельцев. В прошлом году Казанской епархии переданы здания Воскресенского (Новоиерусалимского) монастыря (пос. Старые Горки). Более того, государство оказывает помощь в восстановлении разрушенных храмов. Например, Управление Татарстанской митрополии и Казанской епархии в ближайшее время переедет в комплекс зданий на улице К.Маркса, 9, где ранее размещалось духовное училище. При поддержке государства в данном комплексе, являющемся памятником архитектуры, проведены большие реставрационные работы. Стоит отметить, такая поддержка осуществляется на самом высоком уровне. Например, Президент Татарстана принимает участие во многих важных событиях религиозной жизни республики. Это в том числе и регулярные официальные встречи, консультации с митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием, среди знаковых - посещение Рустамом Миннихановым Казанской духовной семинарии, фестиваля «Алексеевские перезвоны-2012». Взаимодействие главы Татарстана с лидерами религиозных конфессий, представленных в республике, стало более насыщенным.

О религиозной статистике

- Каково влияние религии на татарстанское общество?
- Влияние религии на общество заметно возросло за последнюю четверть века. Точкой отсчета можно считать 1988 год, когда в СССР стало возможным провести торжества, посвященные 1000-летию крещения Руси. С этого времени начался период так называемого религиозного возрождения. Применительно к нашей республике эпохальным стал следующий, 1989 год. В новых, перестроечных условиях мусульмане Татарстана смогли отметить 1100-летие (по хиджре) принятия ислама волжскими булгарами. Если тогда в ТАССР насчитывалось лишь 38 религиозных организаций, в том числе 18 мусульманских, 15 православных и 5 иных конфессий, то на 1 января 2013 года в Татарстане, по данным Управления Министерства юстиции РФ по РТ, зарегистрировано 1594 религиозные организации. В их числе 1194 мусульманские, 305 православных, 95 иных (в основном протестантских).

Наглядным выражением процесса религиозного возрождения в республике стало культовое строительство и реставрация переданных в пользование и собственность религиозным организациям храмов. Функционируют 1763 культовых здания и молитвенных дома различных конфессий, из которых в пользовании и собственности у мусульман находятся 1382 мечети, у православных - 320 храмов, а также 61 молитвенный дом - у других конфессий. По показателю количества зарегистрированных религиозных организаций Татарстан стабильно относится к числу лидеров среди субъектов Российской Федерации.

Эти данные свидетельствуют о заметном усилении влияния религии на общество, вовлечении религиозных общин в социальные процессы.

О новых конфессиях

- Каков уровень влияния на татарстанцев нетрадиционных конфессий?
- В республике наиболее весомо представлены ведущие конфессии - ислам и православие. Деятельность двух централизованных религиозных организаций - Духовного управления мусульман РТ и Татарстанской митрополии РПЦ, территориально охватывает всю республику. Рост численности религиозных организаций происходит в основном за счет государственной регистрации объединений верующих ведущих конфессий. Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» деятельность религиозного объединения может осуществляться без госрегистрации и приобретения правоспособности юридического лица - в этом случае объединение верующих признается религиозной группой. Подавляющее число религиозных объединений в республике зарегистрировано и осуществляет деятельность с соблюдением требований законодательства, что свидетельствует о позитивном состоянии государственно-конфессиональных отношений.

Да, в первой половине 1990-х годов проникновение в республику новых религиозных движений стало заметным явлением. Букет социально-экономических проблем после распада СССР способствовал вовлечению людей в нетрадиционные для региона религиозные общины, некоторые из которых вели агрессивную миссионерскую деятельность. Соответственно начала меняться и конфессиональная панорама, особенно в городах. В условиях межконфессиональной толерантности города являлись не канонической, а скорее «нейтральной» территорией ведущих конфессий. Развитие в городской среде протестантских и новых религиозных движений не встречало противодействия со стороны мусульман и православных верующих. Однако в последнее десятилетие ведущие конфессии демонстрируют стабильный рост, а активность новых религиозных движений заметно угасла. Сегодня повод для беспокойства - это внутриконфессиональные проблемы. Актуальны вопросы оздоровления ситуации в мусульманской умме, укрепления межконфессионального согласия, пропаганды традиционных духовно-нравственных ценностей ДУМ РТ и Татарстанской митрополией РПЦ.

О религиозности

- Знакомы ли вы с социологическими исследованиями, связанными с влиянием религии на жизнь современного татарстанца?
- Крупное исследование проводилось в апреле 1987 года в Казани и Арском районе Татарской АССР в рамках комплексного социологического проекта «Состояние религиозности и атеистическое воспитание в регионах традиционного влияния ислама». Цель проекта состояла в получении сравнительной информации о влиянии ислама на население мусульманских регионов СССР (Азербайджанская ССР, Карачаево-Черкесская АССР, Узбекская ССР, Таджикская ССР, Дагестанская АССР, Татарская АССР). К концу 1980-х годов социологические исследования религиозности сворачиваются. Угасла активность основного заказчика - партийно-государственных структур. Позднее в республике не проводились комплексные исследования религиозной ситуации такого масштаба. Об уровне религиозности косвенно можно судить по результатам этносоциологических исследований, в которых уровень религиозности рассматривается в качестве составного элемента межнациональных отношений.

Основываясь на количественных данных, можно отметить, что в Татарстане имеет место высокий уровень институциональной религиозности, подтверждением чего служит деятельность большого числа религиозных организаций. Вместе с тем для предметного разговора о глубине религиозности на уровне массового сознания необходимо иметь свежие данные социологических исследований.

У нас в республике приблизительно одинакова численность населения, исторически связанного с основными конфессиями - исламом и православием. Поэтому межконфессиональный мир и согласие - наше особое богатство, которое нужно беречь и приумножать.

Кстати
С распадом Советского Союза почти на всем постсоветском пространстве был упразднен такой госорган, как Совет по делам религий, созданный в 1965 году. В РФ такие структуры сохранились после 1991 года лишь в трех республиках - Дагестане, Башкортостане и Татарстане. Государство приняло во внимание специфику регионов - наличие мощной исламской уммы. Сегодня функции государственно-конфессионального регулирования возложены на Управление по взаимодействию с религиозными объединениями департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики.

news_right_column_240_400