Религиозная жизнь в Татарстане: плюсы и минусы глазами православного

Традиционные религиозные конфессии, которые на протяжении веков поддерживало население, проживавшее на территории Татарстана, сейчас как никогда нуждаются в защите и со стороны государства.

news_top_970_100
Автор фото: http://www.virtualrm.spb.ru

В этом уверен собеседник корреспондента «КВ» - пресс-секретарь Казанской епархии, настоятель храма Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, протоиерей Александр ПАВЛОВ.


Представляем героя интервью


Протоиерей Александр Павлов родился в 1976 году в Казани. После окончания школы №70 в 1992 году поступил в Казанский химико-технологический техникум. Окончив его в 1996 году, был призван в Вооруженные силы РФ. После службы в армии в 1998 году поступил в Казанскую духовную семинарию. В 2002 году назначен главным редактором издательского отдела Казанской духовной семинарии и главным редактором интернет-сайта Казанской епархии. По окончании семинарии принят в Казанское епархиальное управление на должность пресс-секретаря; 1 ноября 2003 года переведен на должность секретаря Казанского епархиального управления, в которой пребывает до сегодняшнего дня.
Двадцать седьмого сентября 2007 года архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием рукоположен в сан диакона; 30 сентября 2007 года архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма ввв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Казани.


О роли религии


- Отец Александр, каково, по вашей оценке, влияние религии на татарстанское общество? 
- Как и во всей России сейчас, многие жители Татарстана считают себя людьми верующими. И стараются жить в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет та или иная конфессия. А поскольку каждый человек - участник гражданского общества, религия неотделима от общества. Ее влияние прослеживается не только в количестве храмов, мечетей или иных религиозных зданий, которые существуют во множестве на территории Татарстана. Его можно проследить по участию религиозных лидеров в различных знаковых событиях, происходящих в нашей республике. Посмотрите: ни одно событие - более или менее значительное, не обходится без представителей различных конфессий. Например, это совместная реализация разнообразных социальных проектов, связанных с помощью людям, находящимся в больницах, лечебных учреждениях, местах лишения свободы. Практически во всех этих проектах социальной направленности участвуют и представители конфессий, присутствующих на территории Татарстана. Все чаще и чаще в самых различных сферах деятельности общества житель Татарстана, кем бы он ни был - политиком или рабочим, позиционирует себя и стремится проявить свои лучшие качества как человек верующий. Поэтому, конечно, влияние религии на татарстанское общество есть. Более того, религия и общество у нас в Татарстане находятся в постоянном и плодотворном взаимодействии, служат на благо нашей республики.
- Какую роль, на ваш взгляд, религия играет в жизни современного человека?
- Это вопрос к каждому из нас. Причем вне зависимости от того, верующий человек или нет, ему часто приходится определять свою позицию в отношении к религии и к разным конфессиям. Ведь религия в той или иной мере затрагивает большинство людей. Например, во время проведения каких-то больших праздников. Так, недавно православные отмечали Крещение, и в храмы пришло в эти дни много людей, которые редко посещают церковь. То же самое относится к празднику Рождества, к Пасхе. То есть все равно хотя бы на уровне традиций многие относят себя к той или иной конфессии и влияние религии на общество всегда незримо присутствует. 
- Как, по-вашему, должны строиться отношения современного человека с религией?
- В идеале - добросердечно. Но, к сожалению, это происходит не всегда. Порой на эти взаимоотношения сильно влияют внешние раздражители. Например, недавние провокационные выходки, направленные против православия, в их числе и произошедшее в храме Христа Спасителя в Москве. Или же раздувание каких-то негативных фактов, которые, увы, тоже имеются. При этом порой их сразу относят ко всем членам Церкви и к религии как таковой. Поэтому пожелание: более вдумчиво и критично относитесь к той искусственно создаваемой подборке негативных случаев, потоку непроверенной информации, которыми изобилуют, к сожалению, средства массовой информации.


И о сектах


- Каково влияние чуждых нам конфессий на татарстанское общество?
- В последнее время какого-то особого усиления такого влияния на наше общество не наблюдается. Да, конечно, сейчас в Татарстане присутствуют конфессии, о существовании которых лет сто назад обычный житель наших мест даже и не подозревал. Представители некоторых из них порой так и остаются местной экзотикой, вызывая удивление у прохожих одеждой, танцами и музыкой. Тем не менее они есть. Но, повторюсь, какого-то особого влияния на общем фоне, во всяком случае, с точки зрения православия, мы не замечаем. Каждый человек делает выбор исповедуемой религии самостоятельно. 
Однако, говоря о свободе вероисповедания, нельзя забывать и вот какой важный момент. Регулирование вопросов, связанных с религиозной жизнью, во многом зависит от государства. Церковь не может регулировать численность и регистрацию какого-либо религиозного объединения. А ведь мы знаем: и в православии, и в исламе есть течения сектантского толка, которые не полезны и могут вводить людей в заблуждение. Причем внешне они мало чем отличаются от традиционных конфессий, но по сути своего учения являются вредными. 
Поэтому, чтобы молодые люди не подпадали под влияние различных сект, так важны просвещение и образование в религиозной жизни. Поэтому, если мы, например, говорим о православии, то воскресные школы играют значительную роль. Воспитание молодого поколения - чтобы было грамотное в этом отношении и не подпадало под влияние различных сект. Задача власти здесь остается неизменной - обеспечение безопасности граждан, в том числе и в религиозной стороне жизни. Поэтому регулятором здесь должно выступать государство. Как? Поддерживая те или иные конфессии, которые являются традиционными, и блокируя распространение религиозных не полезных и даже опасных и деструктивных течений.
- Это очень деликатный момент...
- Конечно, государство должно заботиться о безопасности своих граждан. И если то или иное религиозное течение может нанести вред и не является традиционным, естественно, государство не может не влиять на ситуацию - оно обязано влиять на это и как-то если не запрещать, то по крайней мере блокировать и контролировать те или иные группы. 
Сейчас при многих храмах и мечетях существуют различные образовательные учреждения, в том числе и воскресные школы. Например, в православные храмы дети могут приходить по доброй воле и изучать Закон Божий. Более глубоко изучать ту религию, к которой они принадлежат или по крайней мере которой интересуются. Что интересно, через детей и благодаря им многие родители начинают ходить в храм.

news_right_column_240_400