Реставратор исторической души народа

История любого народа не живет сама по себе. Ее исследуют, воссоздают, записывают пытливые умы - ученые, писатели, кому не безразлично духовное богатство своего народа. Они представляют современникам проекцию истории нации со всеми ее взлетами и падениями и, конечно же, великими ее представителями. И среди потомков тех, чьи имена воплотили в себе дух той или иной эпохи и по праву стали их символами, хочу назвать старшего собрата по перу - писателя, публициста, переводчика Лирона Хайдаровича Хамидуллина.

news_top_970_100

Вся творческая деятельность аксакала татарской историко-биографической литературы Лирона Хамидуллина может служить образцом беззаветного и преданного служения делу изучения и пропаганды духовной культуры татар. Результатом его плодотворной работы стали художественные и документальные произведения, а также многочисленные публицистические статьи, посвященные деятелям татарской культуры конца XIX — начала XXI веков в ведущих татарстанских журналах и татароязычных периодических изданиях Оренбурга и Ульяновска.

В фокусе пристального внимания Лирона Хайдаровича всегда были и остаются выдающиеся деятели татарской культуры — поэт и меценат Дэрдменд, классик татарской литературы Габдулла Тукай, драматург, поэт и публицист Мирхайдар Файзи, композитор Латыф Хамиди, литератор, историк, общественный деятель Габдельбари Баттал, известный музыкант Файзулла Туишев, поэты Муса Джалиль и Хади Такташ, прозаик Амирхан Еники и другие. В своих статьях и книгах Лирон Хайдарович знакомит читателей с доселе неизвестными страницами из их жизни и творчества. Благодаря блестящему знанию татарского языка и литературы, уникальному стилю изложения публикации Лирона Хайдаровича неизменно имеют горячий отклик среди читателей.

Многообразие фактов и событий, богатый художественный язык, отображаемый в публикациях автора, — результат многолетней кропотливой поисково-исследовательской работы. Причем география поисковых работ Лирона Хамидуллина не ограничивается территорией Татарстана. В поле его исследовательского внимания также традиционные места расселения татар — Башкортостан, Оренбургская и Ульяновская области.

В сфере научных и писательских интересов Лирона Хайдаровича уже долгое время особое место занимает биография и творческое наследие Дэрдменда — Закира (Мухаммадзакира) Мухаммадсадыковича Рамиева — поэта, мецената, выходца из семьи оренбургских купцов-золотопромышленников Рамиевых. Дэрдменд поистине был многогранной личностью. Его по праву относят к классикам татарской литературы. Кроме того, в своем лице он воплощал образ просвещенного татарского предпринимателя-мецената. На средства своей семьи он строил мечети, вместе со своим братом Шакиром открывал и содержал мектебы и медресе, материально поддерживал татарских студентов, учившихся в высших светских учебных заведениях, издавал татарские периодические издания и книги татарских поэтов, прозаиков, драматургов. Однако из-за принадлежности Дэрдменда к купеческому сословию долгое время в советском литературоведении вся его деятельность рассматривалась с точки зрения его принадлежности к «эксплуататорскому классу» и поэтому не могла быть «достойной» темой для научных изысканий, публицистики и художественных произведений. В связи с этим необходимо отметить особую роль Лирона Хамидуллина как человека, который, несмотря на неблагополучную для данной темы идеологическую конъюнктуру в стране, еще с конца 1950-х годов начал активно изучать биографию, личность и творчество Дэрдменда, публикуя о нем как статьи на основе документальных источников, так и художественные произведения.

В ряду публикаций Лирона Хамидуллина о Дэрдменде центральное место занимает альбом, изданный в 2003 году. Концепция и архитектоника альбома глубоко продуманы и полностью отвечают цели издания — раскрыть неповторимый характер поэзии Дэрдменда и подробно рассмотреть его многогранную личность. Текст альбома подготовлен на татарском и русском языках, что обеспечило широкий охват читательской аудитории. Язык автора традиционно безупречен и обладает внутренним благородством. Вместе с тем создателю альбома удалось сделать его доступным и понятным для читателей.

Издание этого альбома стало знаковым событием для научной и культурной общественности Татарстана, явилось крупным вкладом не только в литературоведение татарского народа, но и в дело изучения всей духовной культуры татар и распространения знаний о его ярчайших представителях на современном этапе. В связи с этим, невзирая на прошедшие 17 лет, выдвижение данного альбома на присуждение Госпремии РТ имени Г.Тукая видится мне закономерным и безусловно правильным решением.

Необходимо отметить и две очень интересные недавно изданные книги Лирона Хамидуллина — сборник повестей и рассказов о деятелях культуры и истории татарского народа на татарском языке «Буранлы тондэ» (Татарстан китап нэшрияты, 2012) и сборник повестей и рассказов о деятелях культуры и истории татарского народа на русском языке «Зарницы на горизонте» (Татарское книжное издательство, 2017).

Лирон Хамидуллин — подлинный реставратор исторической души татарского народа, его богатого культурного наследия. Безусловно, всем своим творчеством, конкретно выдвинутыми на конкурс книгами «Дэрдменд», «Буранлы тондэ» и «Зарницы на горизонте» он заслуживает Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая.

Ахат МУШИНСКИЙ, лауреат Державинской премии

news_right_column_240_400