«Может продлиться 8 лет»: политологи об охлаждении отношений западных стран с Россией

news_top_970_100

В Казани прошел II международный научный форум по проблемам глобальной безопасности и научной дипломатии. Гости форума: Алексей Громыко – директор Института Европы РАН, Валерий Гарбузов – директор Института США и Канады РАН и Дмитрий Евстафьев – специалист по военно-политическим вопросам национальной безопасности России поделились, как в сложившихся политических условиях могут развиваться отношения между Россией, США, странами Европы и Ближнего Востока.

«Преодоление санкций — главная забота России сегодня»

Валерий Гарбузов, российский историк и политолог, отмечает, что сегодня отношения между странами Северной Америки и Россией буквально зашли в тупик. Всякий диалог поставлен на паузу. 

«Отношения между США, Россией и Канадой практически никак не развиваются. С 2014 года США и их союзники раскрутили санкционную спираль в ответ на присоединение Крыма и последующие события. Поэтому, если говорить об отношениях, то они в рамках этой санкционной спирали», — говорит эксперт.

По словам политолога, именно санкции и преодоление этих санкций — главная забота России сегодня. Все остальные проблемы отошли на второй план, даже проблема контроля вооружения. Ей не придается такое значение и внимание, как когда-то в годы холодной войны. А ведь она была стержнем советско-американских отношений. Как рассказывает историк, нынешняя ситуация и годы холодной войны похожи тем, что это конфронтация.

«Правда, в годы холодной войны была биполярная конфронтациея двух супердержав. Сегодня Россия не является супердержавой, это конфронтация ассиметричная. Россия как наследница Советского Союза борется за восстановление своего влияния в мире, создание новых геополитических полей, интеграционных структур, восстановление своего влияния на постсоветском пространстве, это получается, прямо скажем, не очень. Ну и Соединенные Штаты после распада СССР стремились и стремятся заполнить тот вакуум, который образовался на этом пространстве после распада»,  — прокомментировал Гарбузов.

«Ни одна сторона не желает идти на уступки»

Как Россия и Соединенные Штаты могут вырваться из конфронтации, политологи даже не берутся прогнозировать.

«Пока ситуация такая — ни одна сторона не желает идти на какие-то уступки, это значит, что та конфигурация, которая сложилась за последние восемь лет, будет сохраняться и в ближайшем будущем. А это, я думаю, не меньше восьми лет», — сказал историк.

Но есть надежда, что все может измениться, когда будут меняться политики и поколения.

«Любая конфронтация чем-то заканчивается. Либо обострением конфронтации, либо ослаблением. Мы надеемся, что все изменится, но нужно время и понимание, что без уступок ничего не делается. Российская сторона не хочет идти на уступки, американская тоже стоит на своем и не ответила на тот ультиматум, который был выставлен в декабре прошлого года. Все вылилось в то, что не должно было случиться, — специальную военную операцию»,  — заключил политолог.

«У России в Европе есть и друзья, и враги»

«Европа очень многолика, поэтому очень важно понимать о каких отношениях идет речь. Одно дело — отношение с Польшей, другое дело — с Сербией, ну и так далее. Поэтому однозначно на этот вопрос об отношениях с Европой ответить нельзя. В целом, у России в Европе есть и друзья, и враги. И мы находимся сейчас на очень сложном этапе истории, когда государства проявляют свои отношения по сути к тем или иным соседям»,  — говорит эксперт.

Сейчас Россия переносит свои приоритеты политические, экономические на юг, на восток, так что сейчас речи не идет офокусировке внимания на Европе, как это наблюадось прежде. Оно сфокусировано не в политическом и не в экономическом плане, а в военно-техническом.

«Вот здесь действительно решаются вопросы, решения которых Россия добивалась порядка 30 лет. Это прекращение расширения НАТО и задача добиться, чтобы коренные интересы России в области безопасности и контроля над вооружениями в первую очередь на европейском театре учитывались бы», — отмечает Громыко.

«Те, кто хочет рвать отношения с Россией, – это их дело. Но в истории нет ничего вечного. Друзья становились врагами, враги друзьями. Так что загадывать на всю глубину 21 века нет никакого смысла. В настоящее время надо ждать здравого смысла, реализма и прагматизма в мировых делах, дипломатии», — добавил эксперт.

Что же касается кризиса на Украине, то, по словам политолога, надо ждать не разжигания этого конфликта, а способствовать, чтобы требования и условия России были выполнены Европейскими странами.

«Руководство Украины и Киев должны рано или поздно прийти к осознанию того, что им не получится напрямую столкнуть Россию и НАТО. Что надо думать не о том, как нанести России максимальный ущерб, а как спасти свою страну, которую будут признавать не только на Западе, но и соседи, включая саму Россию и Беларусь. Но для этого милитаристский пыл в Киеве должен быть сбит.  И как раз многие западные страны и обязаны внести в это свой вклад. Потому что именно эти страны сорвали в свое время переговорный трек между Москвой и Киевом в апреле 2022 года», — объясняет Громыко.

В последние месяцы было много сигналов из разных стран Европы о том, что они могут способствовать преодолению кризиса между Россией и Украиной, напоминает политолог. Об этом начинают говорить политики, дипломаты, ученые, общественные деятели, которые понимают, что кризис надо не разжигать, а делать его как можно более коротким. От них поступают различные идеи, как можно нормализовать ситуацию.

«Выдвигались и Турция, Италия, Франция. Каждая по-своему уделяло внимание тем или иным аспектам этого кризиса. Но, может быть, из-за исключения ряда политических сил в отдельных странах Евросоюза, которые выступали действительно за переговорные многосторонние процессы, за то, чтобы перестать использовать кризис на Украине как прокси-войну с Россией, за то, чтобы перестать делать вид, что это проблема двусторонних отношений между Москвой и Киевом, а проблема, на самом деле, между Москвой и коллективным Западом, который настаивает на своем праве якобы бесконечно приближать свою военную инфраструктуру к нашим границам, не получилось», — прокомментировал эксперт.

Турция сыграла самую важную роль в том, чтобы сподвигнуть западных союзников к переговорам, говорит Громыко. На четвертом раунде переговоров в Стамбуле в апреле Россия и Украина сблизили свои позиции наиболее сильно, после чего Киев вышел из переговорного трека. В Италии делались предложения не только правительством. Но эти предложения больше обозначали желания рано или поздно стать участником урегулирования, не более того.

«До сих пор нет предложений, которые много раз обсуждались переговорщиками России и Украины, Белоруссии и Турции. Условия, которые могли бы удовлетворить все стороны и смогли бы привести к созданию стабильной системы безопасности и гарантии безопасности в Европе», — заключил Громыко.

«Россия возвращается на Ближний Восток»

«На ближнем Востоке к нам относятся так же, как и всегда. Когда мы там присутствуем, к нам относятся хорошо. Когда мы оттуда уходим, к нам относятся плохо. На сегодняшний день очевидно, что Россия возвращается на Ближний Восток в качестве активного экономического и военно-политического игрока. Соответственно, там есть интерес. Этот интерес дорого стоит, потому что Ближний Восток не может претендовать на статус макрорегиона, но, тем не менее, это важнейший в ресурсном и логистическом отношении представитель»,  — говорит Дмитрий Евстафьев, специалист по военно-политическим вопросам национальной безопасности России, военной и внешней политики США и региональным проблемам нераспространения ядерного оружия.

Эксперт считает, что Ближний Восток — это важнейшее в ресурсном и логистическом отношении пространство, и присутствие на нем дает очень серьезные бонусы любой стране.

«Но Россия и ближневосточные страны – значительная часть из них, могут оказаться под влиянием рисков того, что называется „новый ислам«. Это фактически уже не ислам в определенных проявлениях, наиболее радикальный. Это фактически „антиислам«, это то, о чем неоднократно и очень метко говорил Рамзан Кадыров, о рисках, связанных с его возникновением. В данном случае, диалог с арабскими странами и с нефтяными, и с ненефтяными, в этом смысле очень важен. А самое важное, чтобы регион Ближнего Востока с учетом всех ресурсов, которые там есть, он не был бы объектом разного рода манипуляций со стороны недружественных России и Ближневосточным государствам, так и миру Ислама в целом, во главе с США и Великобритании»,  — заявил Евстафьев.

На вопрос о том, с кем же сейчас Ближний Восток — с Россией или Америкой, эксперт ответил, что он сейчас «сам с собой».

«Не надо думать, что в современном мире вопрос решается «или – или». Вопрос решается «и – и». Влияние Китая на Ближнем Востоке тоже отрицать нельзя. И его влияние не всегда было благотворно для Ближнего Востока. В последние десятилетия китайцы активно работают на Ближнем Востоке, в Восточной Африке прежде всего. В этом смысле там гораздо более сложная конфигурация сил, одним из элементов которой является тот процесс, который я бы назвал, национализацией внешней политики крупнейших ближневосточных стран во главе с Саудовской Аравией», — говорит политолог.

По его словам, эта политика становится все более и более национальной, нацеленной на достижение национальных интересов, главным из которых является политическое выживание Саудовской Аравии и Саудовской династии.

«Ведь если внимательно почитать в экспертной и политической литературе планы так называемого „Большого Ближнего Востока«, то там, конечно, Иран имеет совершенно другую конфигурацию, нежели сейчас. Но Саудовской Аравии вообще нет»,  — добавил Евстафьев.

Дальнейшие отношения России и Ближнего Востока зависят от обоих участников.

«Это танго, и в танго два участника. Необходимо дополнить существующую повестку дня, которая базируется на ощущении сходности политических интересов и совпадении интересов гео-экономически связанных с обеспечением устойчивости нефтяного рынка, еще чем-то. Например, сельским хозяйством, новыми идеями в сфере логистики, ну и конечно, перед Саудовской Аравией встает очень серьезный вопрос: кем Саудовская Аравия может заменить США в качестве донора безопасности. Потому что Соединенные Штаты уже обозначили перспективу снятия своего зонтика безопасности с Саудовской Аравии. Это, действительно, очень серьезный вызов», — сделал заключение эксперт.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100