Цепная реакция
Как правило, кредитный портфель банка диверсифицирован банковскими продуктами в нескольких сегментах рынка. Данные продукты имеют различную степень риска и доходности. При этом наиболее ликвидными для банка считаются потребительские кредиты, а наименее ликвидными - ипотечные. Очевидно, рвется там, где тонко, и в случае кризисной ситуации «скидываются» наименее ликвидные составляющие портфеля. Поэтому-то банковский кризис в США начался с дефолтов по низкорейтинговым и высокорисковым ипотечным кредитам категории sub prime (то есть выдаваемым без первоначального взноса и справки подтверждения доходов либо клиентам с плохой кредитной историей).
Между тем дешевые американские ипотечные облигации были ранее приобретены многими финансово-кредитными компаниями мира (прежде всего Европы). В результате по цепочке серьезно пострадал рынок межбанковских кредитов. Кроме того, нестабильная ситуация привела к распродаже на рынке корпоративных ценных бумаг, что в свою очередь стало чревато для России существенным выводом капитала.
Однако ипотечные неплатежи - лишь видимая часть айсберга. Как отмечает руководитель одного из крупных российских банков в интервью сайту Banki.ru, «ипотечный кризис в США» равняется «кризис ликвидности во всем мире». Ему вторит аналитик известной финансовой компании A.G.Edwards: «Ни одна проблема, связанная с кредитом, не относится только к какой-то одной сфере» (www.mfd.ru). Газета «Коммерсантъ» в рубрике «Мониторинг» предполагает, что кризисная ситуация на рынке межбанковского кредитования постепенно транслируется в реальный сектор экономики.
НЕМНОГО ТЕОРИИ Ликвидность - это:1. Уровень, до которого можно покупать или продавать ценную бумагу на рынке без изменения ее цены. Чем больше объем торгов с ценной бумагой, тем выше ее ликвидность. 2. Возможность быстро перевести финансовый актив в наличные деньги. Пример высоколиквидных ценных бумаг - голубые фишки. Источник: investpark.ru |
Броня крепка, и банки наши быстры
В августе повсеместно звучали официальные высказывания экспертов в том духе, что России кризис ликвидности не грозит. Мнения, претендующие на большую объективность, на всякий случай содержали оговорку из серии «грозит, но слегка». Слишком высока цена нестабильности в российских условиях, да еще в преддверии выборов. Так, в процессе недавнего официального визита Президента России в Австралию Владимир Путин на церемонии подписания соглашения между финансовыми структурами двух стран сделал заявление о том, что российские власти не исключают возможности при необходимости оказать поддержку российским банкам в поддержании их ликвидности.
С другой стороны, нельзя отрицать тот факт, что российские банки и крупные корпорации назанимали за рубежом приличные суммы. По данным сайта Banki.ru, объем внешней задолженности всех российских банков в конце августа достигал $58,6 млрд. Как заявил недавно первый зампред Банка России Геннадий Меликьян, если в структуре пассивов банка международные заимствования составляют 30% - это очень плохо, а более 30% - практически недопустимо. Так что говорить об иммунитете России в данном случае не приходится - мы с Западом черпаем из одной финансовой кастрюли. Другое дело, что кризис ликвидности в России может в истинно российском стиле «пойти другим путем», чем на Западе.
Эксперты напоминают, что аналогичная ситуация имела место в 1998 году - в части объема заимствований и влияния мирового финансового кризиса. Тогда лопнул инвестиционный пузырь в странах Юго-Восточной Азии, а в России обвалилась пирамида ГКО. И девять лет назад государство оказало банкам поддержку, но таких счастливчиков тогда набралось не больше десятка. Остальные выживали как могли. И если кризис ликвидности в той или иной степени проявится в России, пострадают прежде всего средние банки, или, как их еще называют, банки третьего эшелона.
Результаты исследования американской Национальной ассоциации экономики бизнеса говорят о том, что ипотечный кризис в США для инвесторов страшнее международного терроризма. 32% экономистов боятся последствий кризиса, а терроризм пугает всего 20% экономистов. (источник: www.forextimes.ru) |
Банк познается в кризисе
Как ни странно, существующая ситуация во многом работает на руку агрессивному PR отдельных участников финансово-кредитного рынка. С момента начала кризисных явлений в США то тут, то там появляются сообщения о росте процентных ставок по ипотечным продуктам некоторых российских банков и снижении ставок у других, об увеличении доли депозитов, о свертывании розничного бизнеса кредитными организациями средней руки и кредитовании малого и среднего бизнеса в качестве конкурентного преимущества. Таким образом, рабочие моменты банков, возникающие под влиянием общемировой финансовой ситуации, попутно решаются и в интересах государства.
Например, ну как еще заставить банки действительно повернуться лицом к малому и среднему бизнесу и отказаться от такого до сих пор доходного, но раздутого сегмента потребительских кредитов? Потому как даже инструкция Центробанка относительно прописывания эффективной процентной ставки реально не снизила доходность потребкредитования. Допустим, некоему лицу позарез нужен кредит банка Р., предлагаемый на 3 года под 12% (!) с ежемесячной комиссией 1,2%. И если сумма проставленного в договоре регулярного платежа заемщика устраивает, то он этот договор подпишет даже по прочтении внизу документа мелким шрифтом: «эффективная ставка 43% (!)».
А банковские депозиты? В течение года доходность по ним снижалась, причем как в рублях, так и в валюте (по сравнению с другими инвестиционными инструментами). В то же время ситуация на фондовом рынке отразила закономерный рост цен на драгоценные металлы в связи с их стабильной доходностью. Результатом стало распространение такого банковского продукта, как золотой депозит, когда актив (слиток, монеты) хранится в банке, а держатель счета имеет возможность снимать проценты.
А та же ипотека? В сети «Интернет» прошла информация, что большинство российских заемщиков слишком быстро выплачивают кредит, не давая банкам зарабатывать! Действительно, досрочное погашение невыгодно всем банкам, особенно лидирующим в данном сегменте. Однако сообщение можно рассматривать также в контексте высокой ликвидности российских ипотечных кредитов и их доступности - если досрочно погашает «большинство», значит, не так страшна ипотека, как ее в народе малюют.
Доживем до понедельника
Тем временем западный финансовый рынок крепит оборону перед ожидаемой второй волной кризиса. В США продолжаются ипотечные неплатежи, снижения прибылей и массовые сокращения банковских ипотечных специалистов. В начале сентября ставка LIBOR (эталонная ставка в долларах США, от которой отталкиваются и ставки по межбанковским кредитам для российских банков, и вообще все кредитные ставки в мире) вдруг выросла до максимума за последние семь лет. На фоне этого западные центральные банки вновь предоставили кредитным организациям значительные объемы экстренной ликвидности. Однако эксперты ожидают не только всеобщую переоценку рисков, но и неизбежное удорожание заимствований для всех категорий заемщиков во всем мире, в том числе и в России.
Вероятность того, что ситуация в отечественной банковской сфере до конца этого года на общем фоне останется стабильной, достаточно высока. Однако среди ответов на вопрос, что год грядущий нам готовит, пока не чувствуется особого оптимизма. Банкам уже сейчас приходится пересматривать стратегии финансирования - та же секьюритизация ипотечных облигаций с ростом LIBOR и общих опасений инвесторов существенно подорожала. При этом стоимость заимствований будет тем дороже, чем меньше доля банка в ипотечном сегменте, что обеспечит «вымывание» небольших игроков с рынка ипотеки в связи с резким сокращением маржи по ипотечным кредитам. Однако ряд экспертов придерживается диаметрально противоположной позиции, полагая, что если кризис кого и коснется, то именно крупных банков, активно работающих на рынке межбанковских кредитов.
Кроме того, на 2008-й приходятся сроки расчетов по внешним долгам многих крупных российских банков, «бархатная» девальвация рубля и президентские выборы. Если Центробанку придется оказывать финансовую поддержку отечественным банкам и он будет ее оказывать в рублях, это может отразиться на темпах инфляции. В случае снижения цен на нефть средств на рефинансирование в 2009 году может просто не хватить. К 2010 году согласно принятому в июне 3-летнему бюджету планируется некоторое замедление темпов экономического роста с нынешних 7% годовых до 5%. Торможение экономики может повысить уровень рисков в банковской системе. От 2011 года эксперты ожидают значительного снижения темпов роста кредитования физических лиц и даже определенной стагнации в банковском секторе. А пока российские коммерческие банки в октябре готовятся опубликовать данные ежеквартальной финансовой отчетности, которая, возможно, уже будет отражать влияние мирового кризиса ликвидности-2007.
Не стоит делать поспешных выводов! Мы попросили вице-президента коммерческого банка экономического развития «Банк Казани» Ирину ВАТАНИНУ оценить возможность наступления серьезных последствий для нашей банковской системы: В отличие от США мы не перешли к тому уровню, когда банки раздают деньги всем. Поэтому все-таки есть достаточная уверенность, что нашу банковскую систему подобные проблемы не затронут. Хотя все банки, и наш банк в частности, очень серьезно относятся к этой угрозе, точнее, к угрозе провокационной информации. Что такое банковские риски? Это слухи, которыми пользуются участники рынка ценных бумаг, других сфер деятельности, для того чтобы подобным образом заработать на потребительских ожиданиях. Например, соль - продукт не первой необходимости. Но если сегодня СМИ скажут, что завтра не будет соли в стране, то все помчатся ее покупать. То же самое и с ценными бумагами - игра на понижение с целью скупки может иметь самые глобальные экономические последствия. Сейчас, на мой взгляд, главное - не поддаваться панике, не делать поспешных выводов. Кредитование физических лиц - одна из наиболее стабильных составляющих кредитного портфеля, потому что человек всегда будет иметь потребности и стараться заработать средства для их удовлетворения, этот рынок не может резко сократиться. Иначе экономика просто сколлапсирует. Сегодня мы имеем огромный объем вложений в строительство. Полностью обеспеченного деньгами спроса нет либо он уже исчерпан. Если вдруг завтра банки перестанут выдавать кредиты на приобретение жилья, остановится выполнение национального проекта «Доступное жилье», что само по себе маловероятно. Я считаю, надо прекратить муссировать эту псевдосенсационную тему насчет всеобщего дефолта. |