Подробнее о необычном формате фестиваля и о своих встречах с маэстро мы попросили рассказать художественного руководителя музыкального форума - народную артистку РТ Ларису МАСЛОВУ: - Программа нашего фестиваля разнообразна. У нас нет жестких рамок - это не обязательно сольный номер для виолончели. Можно выступать в ансамбле со скрипкой, другими инструментами, с вокалом - главное, чтобы в составе ансамбля была виолончель. Что очень удобно для маленьких детишек. Каждый из них может показать что умеет, то, что у него получается лучше всего. И у ребят вырастают крылышки. Очень важно, чтобы ребенок поверил в себя, - это большой стимул для дальнейшего развития. К тому же мы рассказываем детям об известных виолончелистах, которые жили в Татарстане, с начала XX века. Я собрала много интересных архивных материалов, исторических фотографий. - Что Мстислава Леопольдовича связывало с Казанью?
- Он приезжал в Казань много раз и особенно любил выступать с симфоническим оркестром Натана Рахлина. В те времена была традиция: все великие музыканты, гастролировавшие в Казани, приходили к нам в специальную музыкальную школу при консерватории, давали открытые концерты, общались с нами. Такие встречи не забываются.Были времена, когда Ростроповичу запрещали выезжать за рубеж. Говорили, что в наказание ему разрешили выступать только в самых отдаленных уголках Советского Союза. На что он ответил: «А я и не знал, что выступать в своей стране перед своим народом - наказание!» Он часто бывал с гастролями на ударных комсомольских стройках. В 1973 году приезжал в Набережные Челны. Там он давал концерты в горячих цехах строящегося КАМАЗа, в общежитиях. Представляете, великий Ростропович играл классическую музыку в красном уголке перед людьми в тапочках и домашних халатах! И не считал это наказанием. Ему самому это было очень интересно.- Лариса Владимировна, каким он вам запомнился?
- Он был очень демократичный, несмотря на мировую славу, все свои титулы и звания. Улыбающийся, с отличным чувством юмора, очень эмоциональный, молниеносно реагирующий на любую ситуацию. Его мощная энергетика ощущалась и при личном общении, и особенно когда он выступал на сцене. Весной 1973 года маэстро приехал в Казань на целую неделю вместе со своей супругой Галиной Вишневской. Он выступал как дирижер и виолончелист. У Мстислава Леопольдовича нашлось время прослушать студентов консерватории класса профессора Афзала Хайрутдинова. Маэстро прослушал нескольких молодых виолончелистов, показал на меня и сказал: «Вот с ней буду работать!» Я сначала наотрез отказалась, потому что очень испугалась, что не оправдаю надежд, разочарую его. Но мой педагог Афзал Насретдинович буквально за руку подвел меня к виолончели. Мстислав Леопольдович даже приглашал меня учиться в свой класс в Московскую консерваторию имени Чайковского. Лучшие виолончелисты мира считали за счастье приехать к маэстро на уроки, но меня не отпустила мама. Она не решилась отправить ребенка в другой город. Я благодарна судьбе, что в Казани мне удалось получить шесть уроков у самого Ростроповича. Кстати
Мстислав Ростропович родился в семье музыкантов: его мама Софья Николаевна - талантливая пианистка, а папа Леопольд Витольдович - известный русский виолончелист, заслуженный артист РСФСР. Во время войны семья была эвакуирована в Оренбург. Когда Леопольд Витольдович тяжело заболел и уже не мог продолжать преподавание в местном музыкальном училище, 14-летний Слава заменил отца. Профессиональный уровень юного музыканта был настолько высок, что руководство училища доверило ему вести класс виолончели.
- Он приезжал в Казань много раз и особенно любил выступать с симфоническим оркестром Натана Рахлина. В те времена была традиция: все великие музыканты, гастролировавшие в Казани, приходили к нам в специальную музыкальную школу при консерватории, давали открытые концерты, общались с нами. Такие встречи не забываются.Были времена, когда Ростроповичу запрещали выезжать за рубеж. Говорили, что в наказание ему разрешили выступать только в самых отдаленных уголках Советского Союза. На что он ответил: «А я и не знал, что выступать в своей стране перед своим народом - наказание!» Он часто бывал с гастролями на ударных комсомольских стройках. В 1973 году приезжал в Набережные Челны. Там он давал концерты в горячих цехах строящегося КАМАЗа, в общежитиях. Представляете, великий Ростропович играл классическую музыку в красном уголке перед людьми в тапочках и домашних халатах! И не считал это наказанием. Ему самому это было очень интересно.- Лариса Владимировна, каким он вам запомнился?
- Он был очень демократичный, несмотря на мировую славу, все свои титулы и звания. Улыбающийся, с отличным чувством юмора, очень эмоциональный, молниеносно реагирующий на любую ситуацию. Его мощная энергетика ощущалась и при личном общении, и особенно когда он выступал на сцене. Весной 1973 года маэстро приехал в Казань на целую неделю вместе со своей супругой Галиной Вишневской. Он выступал как дирижер и виолончелист. У Мстислава Леопольдовича нашлось время прослушать студентов консерватории класса профессора Афзала Хайрутдинова. Маэстро прослушал нескольких молодых виолончелистов, показал на меня и сказал: «Вот с ней буду работать!» Я сначала наотрез отказалась, потому что очень испугалась, что не оправдаю надежд, разочарую его. Но мой педагог Афзал Насретдинович буквально за руку подвел меня к виолончели. Мстислав Леопольдович даже приглашал меня учиться в свой класс в Московскую консерваторию имени Чайковского. Лучшие виолончелисты мира считали за счастье приехать к маэстро на уроки, но меня не отпустила мама. Она не решилась отправить ребенка в другой город. Я благодарна судьбе, что в Казани мне удалось получить шесть уроков у самого Ростроповича. Кстати
Мстислав Ростропович родился в семье музыкантов: его мама Софья Николаевна - талантливая пианистка, а папа Леопольд Витольдович - известный русский виолончелист, заслуженный артист РСФСР. Во время войны семья была эвакуирована в Оренбург. Когда Леопольд Витольдович тяжело заболел и уже не мог продолжать преподавание в местном музыкальном училище, 14-летний Слава заменил отца. Профессиональный уровень юного музыканта был настолько высок, что руководство училища доверило ему вести класс виолончели.