- Мы покидали Казань в самом начале масштабной реконструкции, и очень хотелось узнать, каким стал облик города после 1000-летнего юбилея. Я уже посетил грандиозное здание Пенсионного фонда Татарстана, оно соответствует современному европейскому стилю, нет очередей, к клиентам относятся внимательно. Увидел новые памятники - Державину, Сайдашеву, Шаляпину. Приятно было обнаружить в Казани памятник Льву Гумилеву, перед ним я постоял минут пять, сняв шляпу - этот человек по праву принадлежит к татарскому народу как по крови, так и по вкладу в защиту от идеологических нападок. Хорошо, что в Казани поняли, что такое бренд.
Раскручивать эксклюзивные туристические бренды очень важно. Например, на уникальном казанском художнике Константине Васильеве хорошо зарабатывают в Москве. В Татарстане тоже проделана огромная работа Геннадием Прониным - директором галереи Константина Васильева. Он собрал большую коллекцию подлинных картин художника. Однако туристов с парохода везут обычно в кремль, а до галереи Васильева не доезжают. Думаю, что музей можно было бы разместить ближе к центру города. Константин Васильев того заслуживает.
- Много ли русских живет в Америке, в частности там, где вы обосновались?
- В Калифорнии русские проводят свои праздники со стрельбой из пушек, песнями и танцами. Много русскоязычных живет и в нашем городке Пало Алто. В библиотеках солидная подборка книг на русском языке. Я прочитал за шесть лет столько книг, сколько не прочел в России за двадцать.
- Почему вы переехали в Америку?
- Я уже немолодой человек и хочу закончить фундаментальную работу. В США созданы все условия для творчества: в библиотеках предоставляют бесплатно интернет, пользование литературой, возможность распечатывать на принтере. Библиотека организует выставки, театральные представления и другие плановые мероприятия. Я успел там сделать столько, что едва бы выполнил здесь и треть. Работа, за которую сносно платят, меня не сильно обременяет и не отнимает много времени. Открыл сайт в интернете, куда помещаю свои материалы по Даниилу Андрееву, Александру Нордену, знакомство с их жизнью и творчеством считаю важным для воспитания и просвещения молодежи. Творческие планы мои расписаны на пять-семь лет. А еще я поехал в Америку, чтобы узнать влияние Стэбинга - это собственное имя демона американской государственности, сообщенное Даниилом Андреевым (его творчество я исследую уже много лет). Имя демонов российской государственности обозначено у него словом Жругры, происходящим от «жрать, пожирать».
Америка - свободная страна. Недавно мне довелось встретить на улице возле Стэнфордского университета экс-президента США Билла Клинтона и его супругу Хилари, дочь которых учится в этом университете. Бывшие первые лица крупнейшей державы мира ходят по улице свободно, без личной охраны.
- Михаил Натанович, каковы ваши пожелания нашим читателям?
- Я благодарен казанцам, до сих пор интересующимся моим творчеством. Хочу, чтобы они больше узнали о наших выдающихся соотечественниках. Считаю Казань зародышем Розы Мира, о которой писал Даниил Андреев. Толерантное сосуществование в Татарстане двух мировых религий есть двухлепестковый росток - прообраз будущего соцветия Розы Мира. Хотелось бы, чтоб россияне воспользовались драгоценным татарстанским опытом для разрешения межрелигиозных, межконфессиональных проблем.
Беседовал
Равиль ИСХАКОВ