По данным Роспотребнадзора, 80% таких беременностей сопровождаются преждевременными родами и осложнениями, опасными для мамы и ребенка. В Перинатальном центре РКБ с начала пандемии работает «красная зона» для таких пациенток. И поток их туда не прекращается.
«Казанские ведомости» поговорили с заместителем главного врача по акушерско-гинекологической помощи, руководителем Перинатального центра РКБ Нигиной Нигматулиной и узнали, где заражаются беременные и что происходит с малышом внутри мамы, когда она болеет ковидом.
Можно сказать, что сейчас, спустя более года после начала пандемии, беременных с коронавирусом к вам поступает больше, чем в первую волну?
— Беременных становится больше, беременные болеют тяжелее, чем другие. С чем это связано? Коронавирусная инфекция вызывает микротромбные образования во всех мелких сосудах. И прежде всего начинают страдать легкие и сосуды плаценты. Поэтому беременные вдвойне тяжелее будет переносить коронавирусную инфекцию и ее последствия, поскольку это будет отражаться не только на ее организме, но и на организме ее малыша. Дыхательная недостаточность, которая часто сопровождает ковид, у беременного организма тоже отражается на потребности кислорода малыша, усугубляя его внутриутробное состояние.
Беременных сейчас гораздо больше, чем было в первую волну коронавирусной инфекции, вирус мутировал, он поменял свои свойства. Заболевание протекает гораздо тяжелее у беременных, и мы иногда вынуждены идти на родоразрешение этих пациенток, потому что малышу находится внутриутробно, когда у мамы идет прогрессирование дыхательной недостаточности, гораздо хуже. Мы это фиксируем на кардиотокограммах (ЭКГ) плода, видим внутриутробную гипоксию плода, и нам приходится чаще применять кесарево сечение.
И лечение беременных, наверное, в связи с их положением, требует особого подхода?
— Во время беременности у нас ограничены терапевтические возможности за счет того, что не все препараты допустимо использовать при беременности, поэтому мы вынуждены использовать лишь те препараты, которые можем позволить. При прогрессии инфекции нам тоже приходится поднимать вопрос о кесаревом сечение, чтобы своевременно после родов мама получила весь курс терапии, который известен на сегодня, но противопоказан при беременности.
Соответственно, поэтому нагрузка на перинатальный центр увеличивается, нагрузка на персонал, на детское отделение также увеличиваются. Период выздоровления достаточно продолжительный, и пока мы не будем уверены в том, что мамочке ничего не угрожает, она находится в стенах нашего учреждения.
Хотелось бы отметить, что только мультидисциплинарный подход к лечению коронавирусной инфекции будет залогом успеха. Поскольку ковид — это полиорганное поражение: начинается все с дыхательных путей, легких, потом проблемы со свертываемостью крови, проблемы со многими внутренними органами, поэтому только коллегиальное лечение врачей разных специальностей будет залогом успеха.
Исходя из своего опыта, скажите — где в основном заражаются беременные?
— Вы знаете, очень горько и обидно получать беременных пациенток, больных ковидом, из очага заболевания. Когда мы узнаем, что в семье у пациентки болеют члены семьи — мама, муж, сестра, близкая подруга. Это тот контингент людей, который не должны болеть, потому что стартовала вакцинация, причем достаточно давно.
Мы понимаем, что с определенной долей опасения беременные относятся к вакцинации — все понимаем, но когда болеет их окружение… Это нам горько и обидно — получать сюда на лечение беременную, только потому что у нее в семье кто-то решил не прививаться по каким-то своим соображениям и заразил ее. Большинство из них едут из очага заболевания.
Сейчас у вас в центре сколько беременных на лечении?
— У нас находятся 73 пациентки, болеющих коронавирусом (на момент интервью — прим.Ред.), 45 из 73 еще в ожидании. Остальные уже родившие. Процент родоразрешения оперативным путем выше, чем в обычных отделениях.
В 60-70% случаев приходится применять кесарево сечение, но здесь еще пациентки, к которым применяется кесарево сечение и по другим показаниям. Например, те, кто уже проходил через кесарево сечение ранее, у кого были другие заболевания, по которым положено кесарево сечение, ну и плюс еще пациентки, которые больны ковидом, но при этом мы видим ухудшение внутриутробного состояния плода. Если мы видим ухудшение соматического статуса мамы, прогрессирующую дыхательную недостаточность, то мы родоразрешаем оперативным путем.
Что происходит с малышом внутри, когда заболевает ковидом мама?
— Поскольку происходит изменения в системе гемостаза — это система свертывания крови, образуются микротромбы в сосудистом русле, в том числе в сосудах плаценты. Ребенку за счет тромбоза в этих сосудах пуповины просто перестает поступать кислород и питательные вещества, и ребенок погибает.
На более поздних сроках — с 26 недель беременности есть возможность контролировать состояние плода путем кардиотокографии — ЭКГ. Мы можем увидеть развитие у ребенка гипоксии, если мы ее подтверждаем, мы идем на родоразрешение в интересах спасения ребенка. Всегда наша цель — спасти обоих.
В ваш центр будущие мамы с коронавирусом поступают с какой недели?
— По приказу Министерства здравоохранения перинатальный центр принимает таких беременных с 22 недель до 40, но если пациентка относится к высокой степени риска — это наличие любого сопутствующего тяжелого заболевания — не ковида, или же поражение легких достигает больше, чем 25%, этих беременных независимо от срока перинатальный центр забирает на себя, оказывает здесь высококвалифицированную помощь.
Сейчас у нас лежат и со сроком беременности 7-8 недель, самый большой — 40. Мы получаем пациенток на разных сроках с разным процентом поражения легочной ткани, с многочисленными осложнениями.
Есть ли отличия в симптомах у беременных с ковидов?
— Симптомы практически те же. Просто если беременности нет, при минимальных симптомах мы не ждем таких больших осложнений, как у беременных. У беременной пациентки может уже не быть кашля, температуры, но по анализам мы видим, что нехорошее состояние и при контрольном КТ легких мы видим большой процент легочной ткани.
У нас есть сейчас беременная, которая идет на выздоровление, у нее было 96% поражения легких. Она была на ИВЛ, сейчас остается кислородозависимость, она снята с аппарата ИВЛ. Ребенка сохранить не удалось. В ее случае произошло прерывание беременности на сроке 20 недель.