С КОГО ДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ МОЛОДЫМ?

В этом году, как, впрочем, и в предыдущие годы, основной поток выпускников казанских школ устремился в вузы гуманитарного профиля. Не уменьшились, как ожидалось, конкурсы на юридический, экономический и психологический факультеты. И это при том, что многие абитуриенты прекрасно знали, что работу после окончания вуза найти им будет непросто.

news_top_970_100

Между тем на рынке труда сегодня доминирует спрос на рабочие профессии. Появилась потребность и в выпускниках средних специальных учебных заведений - механиков, технологов, энергетиков и т. д. Видно, потребовалось приводить в порядок техническое хозяйство России, поизносившееся за годы перестроек и реформ. Вот только кто у нас будет выполнять эту работу?

Налицо противоречие между запросами государства и работодателей, а также между интересами и устремлениями молодежи. Почему же не работают рыночные механизмы в области профориентации? Дело в том, что при выборе профессии или рода будущей деятельности молодые люди, как правило, руководствуются не столько рациональными, взвешенными решениями, сколько иррациональными, эмоционально-бессознательными мотивами. Хотя главным механизмом этого процесса, если он неуправляемый, стихийный, служит подражание взрослым: сперва родителям, родственникам, а затем и другим старшим, чаще всего из ближайшего окружения. Хотя работа на заводе зачастую скрыта от взора детей, но эта тематика постоянно присутствует в разговорах взрослых.

Как и раньше, так и теперь мощное влияние на формирование профустановки у детей и подростков оказывают СМИ, преимущественно телевизионные: ведь современная молодежь около 80% своего личного времени проводит у телеэкрана! Но если в советские времена на кино- и телеэкранах героями были рабочие, сельские труженики, руководители трудовых коллективов, а также зоотехники, прорабы, мастера и т. д., то сегодня молодежь видит главным образом воров и сыщиков! Стоит ли удивляться, что многие молодые люди отдают предпочтение юридическим профессиям? А от 10 до 15% школьников, по данным социологических опросов, на вопрос «Кем хочешь стать?» отвечают: «Киллером!»

Впрочем, немало выпускников школ идут и на экономические факультеты. Это объясняется главным образом тем, что их с детства окружали и окружают люди, которые крутятся в каком-либо бизнесе либо просто торгуют на рынке. Но нужно ли для этого высшее образование? Конечно нет. Но в условиях анархии люди руководствуются сильной потребностью в повышении своего социального статуса, а то и просто навешивают на себя высокие социальные ярлыки и звания. Отсюда такое огромное количество президентов, вице-президентов, директоров суперфирм, академиков, шеф-редакторов и так далее. То же творится среди военнослужащих: лейтенанта днем с огнем не сыщешь, зато полковников и подполковников, чаще всего безусых - хоть пруд пруди! Вот и молодежь также не отстает от взрослых, спеша быстро, любой ценой заполучить высшее образование, точнее - диплом. Но практика показывает, что у большинства вчерашних школьников мотивации на учебу хватает лишь на один-два курса, а потом многие учатся просто по инерции, лишь бы не болтаться без дела и не загреметь в армию. Таких «специалистов», если и принимают куда-то на предприятия или фирмы, то используют на побегушках, а при первом же сокращении штатов увольняют.

Пойти же на второй круг, то есть поступать в вуз вторично, у многих из них уже нет ни сил, ни средств, ни желания. В результате наступают неопределенность, опустошенность, разочарование, крах жизненных планов и, как следствие, депрессия.

Не хотим преувеличивать проблему полного отсутствия всякой профориентационной работы с молодежью, но то, что она существует, сегодня очевидно. И если мы в ближайшие годы не начнем работать с молодежью в этом плане, в стране скоро вообще встанет вся экономика. Или ее начнут поднимать... китайцы и иже с ними.

Юрий ФИСИН,
Владимир МУЗЫЧЕНКО.

news_right_column_240_400