Семь нянек нашего образования

Наш разговор с Вадимом Васильевичем Хоменко о проблемах образования начался еще во время круглого стола о перспективах экономического развития РТ («КВ» от 23.03.2011).

news_top_970_100
Член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор НИУ КГТУ имени А.Н.Туполева, руководитель комитета по науке и образованию Поволжской логистической ассоциации, научный руководитель бизнес-школы «Ай Тек» не так давно служил заместителем министра образования и науки РТ. Мы решили продолжить беседу с ученым, чтобы прояснить сегодняшнюю картину народного просвещения в республике.- Вадим Васильевич, прошлый наш разговор на экономические темы закономерно вывел нас на проблемы образования. Так есть в Татарстане единый центр управления наукой и инновациями?- Соответствующие функции включены в профиль деятельности Министерства образования и науки РТ как исполнительного органа государственной власти. Управление научным экспертным сообществом осуществляет Академия наук Татарстана. Они действуют максимально возможно в пределах того правового поля, которое им определено.Чем управляет минобрнауки?В общественном сознании часто господствуют стереотипы. Так, на министерство образования и науки смотрят как на управляющего школами. Хотя и здесь все достаточно условно и находится в ограничительных рамках, так как объекты управления, а также административные и финансовые рычаги управления не имеют четкой конфигурации. Так, детские сады и школы являются муниципальными учреждениями и входят в сферу прямого действия местных органов власти. Управление большей частью начального профтехобразования возложено на Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ. Курирование части учреждений среднего профессионального образования осуществляют отраслевые министерства, еще одна часть входит в сферу федерального подчинения. Сегмент управления Министерства образования и науки РТ составляют преимущественно не попавшие в эти списки педучилища и педтехникумы. Вузы у нас все федеральные, кроме двух в Альметьевске - муниципального и нефтяного. - Что же делает министерство?- Деятельность министерства многогранна, но в ней в течение длительного периода времени сформировалась существенная доля представительских функций по подготовке  текущей отчетности. Наряду с этим ведется рекомендательно-методическая, надзорно-лицензионная и другая работа. Выполняют ее достаточно компетентные и преданные своей работе специалисты. Однако их возможности контроля финансирования сферы образования (одного из самых больших в структуре консолидированного бюджета РТ) и его эффективности весьма ограничены. Деньги на подушевое обучение жестко отслеживаются Минфином РТ, на поддержание и ремонт помещений средства выделяются из муниципальных бюджетов, а часть денег учителям идет из федеральной казны. Министерство при этом ограничено даже в возможности увольнения директора, не справляющегося со своими обязанностями. Отсутствие центра ответственности, который системно, полноценно и комплексно осуществлял бы административные и финансовые функции управления сферой образования, таким образом, ограничивает влияние на конечный результат.Мы теряем умных и красивыхБлизкая ситуация складывается и в Академии наук. Уникальное учреждение, созданное по инициативе республики, имеет ограниченные финансовые рычаги управления республиканским сообществом экспертов и разработчиков. До сих пор не создан масштабный научный фонд, посредством которого АН РТ могла бы определять структурные приоритеты научных разработок. Если ряд финансовых потоков и курируется академией, то насколько это соответствует сегодняшнему времени? Например, есть конкурс «50 лучших идей». А что получают победители? 50 тысяч рублей и право на дальнейшее финансирование проекта в виде гранта (150 тысяч рублей). Крупную идею кто продаст по этой символической цене!Возьмем еще одну сторону - подготовка школьников для поступления в вузы. Не секрет, что многие школьники республики показали по ЕГЭ не очень хорошие результаты. Но, например, в Бугульме результаты традиционно высокие. И оттуда идет отток ребят в московские и питерские вузы. А почему они не остаются на местах? Таким ребятам уже сейчас предлагают поступать в зарубежные вузы - без ЕГЭ! И со стипендией - а главное, с последующим трудоустройством. Мы теряем толковых ребят, как и красивых женщин. Вот будущее, которое можно строить не на нефти, а на коммерциализации идей талантливой молодежи. Если они уедут, то уже не вернутся никогда. В принципе наука должна начинаться со школы. И в Татарстане есть тому яркие примеры. Возьмите хотя бы Малую академию наук, организованную в Заинске по инициативе местной администрации.  - Что же делать? Ведь даже если сосредоточить управление в одном центре, скорее всего, ситуация не изменится сразу?- Нельзя разрывать процесс управления образованием между отдельными органами исполнительной власти. Различные уровни и формы образования как часть целого должны реализовываться в рамках одной единой стратегии, вмененной одному исполнительному органу власти. Акцентирование усилий министерства на школьном образовании можно связывать с большим количеством проблем, здесь накопившихся, претензиями, которые предъявляют к уровню подготовки школьников учреждения профобразования. И конечно, голос регионального министерства во многом должен быть созвучен логике и профилю деятельности вышестоящего федерального. Другой вопрос: а вузами кто будет управлять? Логично предположить, что университеты, реализующие прежде всего региональные потребности, должны быть под эгидой самого региона. Такими вузами могут быть сельскохозяйственный, ветеринарный, строительный и другие. А вот те учебные учреждения, которые решают крупномасштабные задачи и имеют в своем составе большие научные центры, должны находиться в сфере общефедерального управления.А как у них?Посмотрите на вузы большинства развитых стран. Сколько там их с муниципальным и региональным статусом! В США вообще нет учебных заведений, подведомственных федеральному правительству, за исключением военных академий. В то же время власти обеспечивают руководство и финансирование федеральных образовательных программ, в которых участвуют как муниципальные, так и частные учебные заведения. А Министерство образования США осуществляет надзор за их реализацией.- Какова здесь роль федерального центра?- Выработка требований, закрепляемых на уровне стандартов, и поддержка лучших региональных моделей, определяемых с позиций работодателей и представителей более высоких уровней образования. А уровню разработки должно соответствовать бюджетное финансирование, а также формы косвенного и эффективного надзора со стороны вышестоящих органов исполнительной власти. Стандарт может быть и региональным, но в его составе обязательна федеральная компонента.  ГОСТ непрост- Вот мы и подошли, наверно, к самому злободневному сегодня вопросу - об образовательных стандартах. Как вы относитесь к развернувшейся дискуссии об этом? Насколько здесь могут проявить себя регионы - не только с критикой, но и с предложениями по региональным составляющим, в частности, языковым?- Регионализация образования для огромного российского государства - это объективная позиция. Местные языки должны изучаться. Каждой народ в равной степени обладает таким правом. Однако надо иметь в виду возможность обеспечения всех желающих преподавателями. Сколько у нас национальностей? На одной чаше весов должно быть само право, а на другой - экономика его удовлетворения. Возможно, подойдут и дистанционные формы обучения, имеющие выход на базовые площадки накопления и интеграции учебных материалов и преподавательских кадров. Выскажу крамольную мысль. А почему не может быть конкуренции стандартов: федеральных и региональных? Ведь ученик может отказаться от регионального стандарта, если он его не устраивает. Но главное – власть должна быть финансово ответственна за свой стандарт. Учить по стандарту федеральному, а средства на него изыскивать на местном уровне? Согласитесь, это не самый логичный вариант.При этом вопрос о принципах не должен подменять совершенствования методики образования, отношения учителя к качеству своего труда, стимулирования на основе современных методов организации заработной платы. И такую работу сейчас Министерство образования и науки РТ осуществляет в рамках реализуемых и будущих программ развития образования.На рынке образовательных услуг необходимо внедрять весь комплекс современного институционального управления, включая ценовое, антимонопольное регулирование, регламентирование деятельности аффиллированных лиц, ограничение и запрет незаконного предпринимательства. Этот рынок до сих пор остается одним из самых слабо регулируемых сегментов совокупного рынка услуг. Что его характеризует в настоящее время? Чрезвычайно широкий разброс цен (от монопольных до демпинговых), серый рынок нелицензируемых репетиторских услуг, открыто рекламируемая продажа дипломных, курсовых и контрольных работ. На этом сером рынке крутятся немалые деньги, он живет по своим законам... Это делает невозможной объективную оценку качества образования и выводит его за грань не только культурных, но и правовых отношений.Три китаФундаментальная функция образования – создание личности гражданина. В задачу государства и министерства как его представителя и входит гармонизация запросов человека, общества и государства. Если к нам идут заказы от других стран на подготовку специалистов - это же здорово. Куда лучше, чем обучать за бюджетные средства, чтобы потом выпускник уехал работать за рубеж. Но самое основное все-таки - чем мы обладаем и чем не всегда эффективно пользуемся: Татарстан занял уникальное место в России по концентрации вузов общефедерального значения. На территории Казани создано два национальных исследовательских и один федеральный университет. Встает задача о координации через эти научно-образовательные центры образовательного процесса во всем Приволжском федеральном округе. Такие территории как Татарстан должны стать своеобразными «скрепами» общефедеральной образовательной политики.Но развитие подобных научно-образовательных агломератов должно осуществляться в условиях диалога разных общественных слоев, государственных и бизнес-структур, что пока оставляет желать лучшего. Путем создания условий надо приостановить отток научно-образовательных кадров и обеспечить им нормальное воспроизводство. Местные кадры должны видеть четкую и ясную перспективу реализации своих потенций в рамках интенсификации совокупного научно-образовательного процесса и рынка интеллектуальной собственности.Я не думаю, что массовое привлечение специалистов из зарубежных учреждений позволит решить задачу улучшения качественного состава региональных кадров. Это точно так же, как и в инвестиционной политике, - если свой капитал «убегает», то надеяться на интенсивный приток иностранного особо не приходится.

news_right_column_240_400