Школа, в которой учат любить приемного ребенка
news_header_top_970_100

Школа, в которой учат любить приемного ребенка

По данным пресс-службы Минобрнауки РТ, в 2014 году 1195 татарстанских детей-сирот переданы на семейные формы устройства, за 8 месяцев этого года - 614. К сожалению, есть и возвраты - только в Казани 23 ребенка возвращены обратно в сиротские учреждения из приемных семей. Для того чтобы это не происходило, в столице РТ создана бесплатная школа приемных родителей.

Подготовка

Замдиректора ГБУ «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей г. Казани» Ксения Трушкова рассказала «КВ», чему и как учат в школе будущих приемных родителей.

- Школа приемных родителей работает с 2012 года, с момента выхода закона об обязательной подготовке приемных родителей. Каждая семья, которая решила взять приемного ребенка, должна пройти бесплатное обучение. Программа включает в себя 80 часов и делится на 3 блока: психолого-педагогический, социально-юридический и медицинский. Занятия проходят в виде тренингов и лекций. В рамках социально-юридического блока преподаватели учат различать формы семейного устройства, знакомят с законодательной базой, объясняют, как работать с документами ребенка-сироты, защитить их права и отстоять льготы, как писать заявление в суд при усыновлении. На психолого-педагогических занятиях рассказывают, как травмы, полученные ребенком, влияют на его поведение, как вести себя в определенных ситуациях, проводят тренинговые упражнения, дискуссии, мозговые штурмы, показывают фильмы. Рассказываем мы и о том, как выбрать ребенка, что ему сказать. И даже о том, как одеться на первую встречу. Все наши специалисты - практики, раньше работали в детских домах. Они знают проблемы изнутри и прошли обучение в Москве.

- Ксения Сергеевна, как же нужно выбирать ребенка?

- Когда мы выбираем спутника жизни, у нас внутри что-то щелкает. Так же может быть и с ребенком, но может и не быть. Только тогда мы еще начинаем достраивать образ малыша, а делать это категорически нельзя. Когда родители видят на фотографии мальчика с голубыми глазами, это и есть мальчик с голубыми глазами, а не будущий мастер спорта или гений. Не нужно представлять, что он обладает какими-либо качествами. Сейчас в детские дома не приходят выбирать ребенка, будущие мамы и папы ищут себе малыша по базе. Только потом идут в сиротские учреждения и начинают общаться с ребенком.

У них есть право на 10 встреч. За это время родители могут понять, готовы они взять именно этого ребенка или нет. Мы всегда говорим: если у мамы и папы тянется рука вытереть ребенку нос, это их малыш. Можно посадить будущего сына или дочку на колени. Иногда у деток есть различные заболевания, скажем, заболевания желудка. Хорошо, если ребенок, его запах не вызывают у родителя отторжения... Поэтому не стоит торопиться с выбором. Не ребенок должен быть для семьи, а семья для ребенка.

- Как долго длится учеба будущих приемных родителей?

- У нас всего 10 встреч, которые проходят по два раза в неделю. Получается, все обучение длится полтора месяца. Продолжительность каждого занятия - до 6 часов. Мы требуем стопроцентную явку на все занятия. Раньше подготовка длилась всего 1 - 2 дня и преподаватели не успевали затронуть многие важные моменты. Случается, что родители сталкиваются с проблемами, с которыми не могут справиться, и принимают решение вернуть ребенка в детдом. На занятиях многие семьи даже не верят, что существуют такие трудности, о которых мы рассказываем. Но когда сложности действительно возникают, мамы и папы очень радуются, что знают выход из ситуации.

Дети и цифры

- Часто ли детей возвращают в детские дома?

- С января этого года в Казани было 23 возврата. Дело в том, что несколько лет назад была очень большая волна усыновителей. Но мы по опыту знаем: если сначала много желающих усыновить детей, то потом появляются и желающие отдать их обратно. Это не очень большой показатель по республике, потому что все же детей чаще берут в семьи, нежели возвращают.

- По каким причинам их все-таки возвращают?

- В основном возвращают детей те родители, которые прошли обучение до 2012 года. Эти семьи знали далеко не обо всех проблемах, с которыми могли столкнуться. Чаще всего возвращают подростков. Несмотря на то, что ребенок жил в доме с ранних лет, родители не могут справиться с его трудным возрастом. Иногда семьи берут мальчиков и девочек в 10 лет, а возвращают в 16 - 17. Все от того, что часто в подростковом возрасте дети начинают показывать характер, не слушаются, поздно возвращаются домой, это естественно для любого ребенка.

К счастью, среди учащихся нашей школы нет семей, которые отказались от своих приемышей. Случается, что родители приостанавливают обучение, понимая всю ответственность. Но таких, к счастью, мало - примерно один человек из ста.

- Какие сложности возникают во время учебы?

- Все родители, которые приходят в школу, очень тревожатся. Это во многом из-за того, что их обязали пройти обучение. Никто не идет с желанием, поэтому на первых порах чувствуется сопротивление, исходящее от кандидатов. Часто от будущих родителей - педагогов или психологов по профессии - мы слышим, что они и так знают обо всех проблемах. Однако уже после нескольких тренингов понимают всю необходимость учебы.

- К чему родители должны быть готовы прежде всего?

- Они должны понимать, что дети, которые придут в семью, перенесли душевные травмы. Есть ребята, пережившие жестокое обращение, потерю родителей, сексуальное насилие. Много малышей-отказников, которые никогда не знали не только родительской, но и человеческой ласки. В домах ребенка малюток не берут на руки - не хватает рук на всех деток. Поэтому случается, что уже в семьях такие малыши залезают под стол, не позволяя к себе прикоснуться. Их пугает сам факт человеческой ласки. Бывает, что ребенок ежедневно ест только одну гречневую кашу и отказывается от другой еды, потому что там, где он жил раньше, питался только ей. Мы рассказываем родителям о том, что испытывают дети, попадая в детские дома. Родители должны понимать, что ребенок иногда ведет себя плохо не потому, что он такой ужасный, а потому, что пережил травмы.

В каждом из нас заложена биологическая программа привязанности к определенному человеку, и у каждого ребенка должен быть значимый взрослый, который будет рядом, когда ему плохо, страшно или больно. У наших деток такого взрослого нет. Ведь даже те ребята, которые жили в кровной семье, не всегда получали теплоту от родителей. Когда ребенок приходит в семью, у него как раз включается эта программа, мальчик или девочка начинают слушаться своих приемных родителей. Но на это нужно время.

- Как долго длится период адаптации?

- Он проходит в три этапа. Первый - так называемый конфетно-букетный, когда все друг другу пытаются понравиться. Ребенок пытается угодить родителям, они в свою очередь дарят ему подарки. Это длится от двух недель до нескольких месяцев. Потом ребенок начинает проверять родителей. Он устает постоянно угождать и пытается понять, нужен ли на самом деле. В этот период ребенок может начать собирать свои вещи, требовать вернуть его обратно, врать и портить имущество. Родители тоже задумываются, правильно ли они поступили. Этот период может длиться до года. Потом уже наступает третий этап - вживание, когда ребенок привыкает. В общей сложности на адаптацию уходит около двух лет. Но, конечно, у всех по-разному.

Приемыш в семье

- А после учебы, когда возникают трудности воспитания, приемные родители могут прийти к вам за советом?

- Наш центр - помогающий орган. Мы помогаем и во время обучения, и после. Приемные родители всегда могут совершенно бесплатно обратиться к нам при возникновении сложностей. Обычно семьи продолжают общаться с нашими преподавателями и после обучающей программы. Мамы и папы делятся не только проблемами, но и счастливыми моментами - показывают семейные фотографии, рассказывают о достижениях малыша. Когда будущие родители учатся в школе, мы стараемся установить доверительные отношения, чтобы они и дальше обращались к нам за помощью. Мы не проводим тестирования или экзамены. Родители должны знать: главная наша цель - чтобы кандидаты научились понимать приемного ребенка, осознавать свои ресурсы, обращаться за помощью, когда это необходимо.

- Недавно появилось методическое объединение специалистов школ приемных родителей...

- Да, в сентябре состоялась первая встреча методического объединения специалистов школ приемных родителей. Обучение приемных родителей - узкое направление, по которому очень мало литературы. Поэтому мы своими силами стараемся создать методическую базу. Специалистов, которые могут дать нам знания, так мало, что мы решили сами собираться и обмениваться опытом, строить дальнейшие перспективы. Мы хотим улучшить качество преподавания, это очень важно для создания крепкой семьи.