«Я демонизировал русских»: экс-офицер разведки США Скотт Риттер представил в Казани свою книгу

В Казани военный эксперт и журналист Скотт Риттер представил свою книгу «Гонка разоружения». На презентации он встретился с журналистами, где обсудил насущные вопросы отношений между США и Россией.

news_top_970_100

«Если бы не было этого договора, никого из нас не было бы в живых»

«Договор, о котором говорится в этой книге, имеет огромное значение в моей жизни. Если бы не было этого договора, наверное, никого из нас не было бы в живых. Он предотвратил ядерную войну между США и Советским Союзом. И сегодня не всякий знает об этом договоре. Должен сказать, что даже члены моей семьи о нем не знали», – начал свою презентацию Скотт Риттер, независимый военный эксперт.

Риттер был инспектором ООН по вооружению в Ираке, но отказался участвовать в провокации, которая должна была оправдать вторжение США, и покинул свой пост. Он регулярно выступает с критикой в адрес США и НАТО, западных поставок оружия на Украину и дальнейшего разжигания украинского кризиса. Его книге «Гонка разоружения» потребовалось, по его словам, по меньшей мере, 45 лет, чтобы выйти в свет. Писать ее журналист смог начать только в 2019 году, когда Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) в конце 1980-х закончился. 

«Я начал писать эту книгу в 2019 году и закончил в 2022. Но, к тому моменту, как я закончил писать книгу, мир изменился. США и Россия снова вступили в пору, напоминающую «Холодную войну». Многие сейчас понимают, что нужно найти причины, почему отношения между нашими народами так плохи. Но, я сказал сам себе: «Нет, было время, когда эти отношения были хуже». Это было в 90-е годы прошлого века, когда речь шла об этом договоре. И отношения между нашими народами тогда были хуже, чем когда-либо. Мы называли друг друга врагом номер один и стояли на грани ядерной войны», – рассказал военный эксперт. 

 Скотт Риттер на презентации книги «Гонка разоружения» в Казани.

Фото: © Салават Камалетдинов

Скотт отметил, что пять лет своей жизни он провел в одном состоянии – в желании убивать русских. А как иначе, объясняет Риттер, ведь он начинал карьеру в подразделении «морских котиков», считающихся лучшими, заточенными под уничтожения врагов. А врагами тогда былит русские. Как врагов Риттер изучал Россию и ее людей, ее экономику, язык, культуру, пытался проникнуть в душу народа.

«Если бы это продолжалось, то говор не был бы подписан. Вместо того, чтобы убивать русских солдат, я был отправлен в Россию, чтобы работать вместе с русскими. Мне понадобилось два года, чтобы перейти от желания убивать русских, до желания понять их. Эта книга представляет собой историю этого преобразования. Сейчас люди говорят, что отношения никогда не были такими плохими и не видят выхода из ситуации. Я отвечаю на это – прочитайте мою книгу и тогда вы поймете, что выход есть, потому что тогда мы его нашли. Конечно, это нужно было сделать однажды, я не знаю, почему нам приходится делать это дважды», – добавил автор.

«Осознание пришло как по щелчку пальцев»

«Нас учили так, узнай врага как самого себя, тогда ты сможешь его победить. До приезда в Россию я изучал русскую литературу, язык, культуру и самих людей. Но я это делал не для того, чтобы узнать их как народ, я хотел узнать их как врага, это разные понятия. Все знания были направлены на неприятие. И все знания, которые я получал укладывались в то, что русские плохие. Прежде, чем я начал изучать русских, я считал их врагами. И если вы будете общаться с любым профессиональным военным, то его главная цель — дегуманизировать врага, перестать считать его человеком. В своей голове я делал это с россиянами, деманизировал их», – рассказывает журналист.

Когда он приехал в Россию, делится экс-военный, то подозревла всех, а окржающие в России подозревали его.

«Когда мы оказались на встречен впервые – а встречались мы на большом пустом поле, мы и представители Советского Союза смотрели через это поле друг на друга. Каждый думал – как же нам с ними работать? Мне пришлось гуманизировать людей обратно. Я стал изучать их не как врага, а человека», – говорит эксперт.

«Мы сейчас оказываемся в противостоянии одной крупной державы США, которая пытается стать глобальным лидером, и Россией, возглавляемой президентом Владимиром Путиным, который противостоит этой силе» 

Фото: © Салават Камалетдинов

Риттер вспоминает случай, когда озарение о том, что он не хочет больше воевать с россиянами пришло к нему по щелчку пальцев.

«Это был новогодний вечер 1998 года. И рядом был советский инженер, который всю свою жизнь посвятил строительству ракет, предназначенных для уничтожения моей страны. Он пригласил меня, морпеха, который был призван для убийства русских к себе домой на Новый год. Он познакомил меня со своей семьей, соседями. Мы ели, рассказывали истории, смеялись, плакали и поняли, что мы все люди. Ночью меня повели на новогоднюю елку, и я увидел, что весь город был там. Увидел, как люди делятся своей любовью и жизнью друг с другом. Я понял, что не хочу убивать этих людей, я хочу с ними дружить», – рассказал бывший офицер разведки.

«Нам сильная Россия не нужна, нам нужна слабая Россия»

«Я думаю, что то, что отличает нынешнюю ситуацию от той, что была в 80-90-е годы, это намерения. В тот период Холодной войны отношения были напряженными. Это была война формаций между капитализмом и демократией и коммунистическими устремлениями. Но когда Советский Союз распался, такое противостояние тоже разрушилось. То, что мы наблюдаем сейчас, связано с идеологией», – рассуждает о нынешних отношениях США и России эксперт.

США, которая пытается стать глобальным лидером, противостоит Россим, возглавляемой президентом Владимиром Путиным, который противостоит этой силе, говорит журналист.

«США пытались обращаться в этой сфере так же, как с Борисом Ельциным. И я могу вам рассказать, на что было похоже отношение к России в 90-е годы. США в те времена пытались контролировать вас и экономически, и политически. Сегодняшний Президент утверждает, что этого больше не должно повториться. И это, конечно, злит Америку. Сегодня это не борьба идеологий, речь идет о выживании России как державы. «Нам сильная Россия не нужна, нам нужна слабая Россия». В этом есть конфликт», – добавил Риттер.

Также эксперт отметил, что на данный момент в США нет честной и независимой журналистики. Сегодня пресса это голос правительства, а не народа, утверждает эксперт.

«Наши издательства не хотят раскрывать самые темные стороны правительства. Журналистика в Америке умерла, они следуют только мейнстриму. Возьмем даже меня. Когда я говорил то, что нравится моему правительству, я был на самых главных каналах и меня везде приглашали, а все статьи публиковались в крупнейших издательствах. Сегодня я не могу этого сделать, мне приходится публиковаться за свой счет», – говорит военный эксперт. 

«В договоре шла речь о разоружении двух видов ракет – средней и ближней дальности».

Фото: © Василина Олейник 

«Ракета СССР могла уничтожить всю Европу, а ракета США могла за 12 минут долететь до Москвы»

Нужно понимать, что в договоре шла речь о разоружении двух видов ракет – средней и ближней дальности. И тот и другой вид ракет были установлены и Советским Союзом и США в Европе. Они способствовали дестабилизации обстановки в мире. Например, одна из советских ракет имела три боеголовки и могла уничтожить всю Европу. С другой стороны, ракета США могла за 12 минут достичь Москвы, рассказывает бывший офицер.

«Было принято решение отказаться от ракет, чтобы предотвратить начало ядерной войны. Но как это сделать? «Доверяй, но проверяй» – есть у русских такая погвоорка. Седуя этой поговорке, мы верили вам, что вы хотите уничтожить оружие, но мы должны были в этом убедиться. Чем этот договор отличался от всех других — было принято решение отправить людей, которые на месте посмотрят, что ракеты уничтожаются. Такого раньше никогда не было. Никто не хотел пускать американцев [на склады вооружений], а американцы не хотели пускать русских. Все мы предполагали, что пришедшие – шпионы. Однако не было другого пути убедиться в том, что оружие уничтожается было только одним», – рассказывает о разрешении конфликта Скотт Риттер.

Он вспоминает, как сам участвовал в этом действе. Инспекция состояла из трех этапов: в первую очередь, все убеждались в том, что все ракеты, которые есть в договоре, существуют. Второй уровень инспекции состоял в том, что американские инспекторы проверяли уничтожение оружия. На третем уровне американцы должны были проверить, что уничтоженному оружию в России не придумали замену и не заменили его чем-то другим.

«Но книга не об инспекциях и не о проверках. За месяц до того, как предполагалось подписать договор между Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом, вдруг российскую сторону осенило, что придется действительно уничтожить ракеты. Нам нужно было убедиться, что они не будут восстановлены. Можете себе представить ситуацию, как на очень секретный объект направляются американцы и следят за тем, что происходит на объекте?! Никто не знал, как вообще это допустить. В этот момент были сомнения, что договор вообще будет подписан, но все же мы направили людей в Россию. Нам приходилось вместе с русскими вырабатывать пути и решения. Эта книга содержит историю того, что люди не думали, что мы сможем это сделать. Но мы сделали», – добавил автор книги.

«Я снова знакомлюсь с Россией, Казанью, ее людьми, культурой и душой.

И конечно, когда я вернусь в Америку, я буду говорить с соотечественниками о России…»

Фото: © Салават Камалетдинов

«В 90-е американцы боялись Россию»

«В 90-е годы, чтоб вы понимали, мы, американцы, боялись Россию. И самое главное достижение этого договора о разоружении состояло в том, чтобы мы научились работать вместе, как коллеги. И мы работали плечом к плечу в течении двух лет. Мы узнавали их [русских людей], их семьи и друзей, знакомились с городом, страной, с языком, культурой и душой. Без такого взаимного изучения не получится быть друзьями. По этому я считаю, что ключевым в решении этой проблемы является попытка обеспечить встречу с русскими и американцами, чтобы они смогли понять друг друга», – уверен журналист.

Действительно, мы можем это осуществить, если снова будем работать над вопросами разоружения, пытаться налаживать экономическую ситуацию и просто будем пытаться общаться, люди с людьми, утверждает Скотт. Может показаться, что он питает наивные мечты и фантазии, но сейчас другого выхода нет, уверен эксперт.

«В Америке есть огромная проблема русофобии. Мы боимся России. Почему мы ее боимся — мы ничего о ней не знаем. И единственное лекарство — узнать Россию. И это одна из причин, почему я здесь.  Я снова знакомлюсь с Россией, Казанью, ее людьми, культурой и душой. И конечно, когда я вернусь в Америку, я буду говорить с соотечественниками о России. Это лишь первый шаг долгого путешествия, но мы должны его совершить, ведь если мы не начнем его, то последствия могут быть страшными», – говорит эксперт. 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100