Найти его не проблема – газеты пестрят объявлениями о «быстрой и успешной» подготовке к ЕГЭ. Институты наперебой предлагают курсы. А школьные учителя - допзанятия, чтобы подтянуть учеников и пополнить свой кошелек. По двум обязательным предметам на ЕГЭ – русскому языку и математике - репетиторы буквально нарасхват. Почем же они осенью-2009?
Математика
Время продолжительности занятия у каждого преподавателя своя: кто-то занимается по часу, кто-то по полтора, а кто-то и все три. Цена разная. Зависит в основном от стажа и места работы преподавателя. Научный сотрудник университета возьмет не меньше 300 руб. в час. Преподаватель с опытом работы – 500. Не устраивает такой вариант – обратитесь к школьному учителю. За урок он берет от 250 рублей. Но этот контингент в основном составляют преподаватели-пенсионеры и кормящие матери. На дом к вам они не приедут. Обзвонив репетиторов, прихожу к выводу: несмотря на то что учебный год только начался, многие преподаватели математики уже заняты под завязку.
Русский язык
Если минимальное время занятия по математике час, то по русскому языку лимит 45 минут. Среднее время занятия – 1,5 часа. По словам репетиторов, это обусловлено тем, что на один ЕГЭ требуется именно столько времени. Цены за занятие по русскому на порядок ниже. Максимум – 350 руб. в час, минимум – 250. Чем квалифицированнее и опытнее педагог, тем дороже он оценивает свои занятия. Преподавателей вузов среди репетиторов по русскому языку почти нет. Уровень подготовленности преподавателя оценивается по престижности школы, в которой он работает.
Преподаватель может приехать на дом, если вы недалеко живете (в пределах двух-трех остановок, пояснили мне). Кто-то не берет денег на проезд. Кто-то может запросить за свой приезд 50 - 100 руб.
Предметы по выбору
Это литература, физика, химия, биология и другие. Пока спрос на репетиторов по этим предметам невысокий - немногие из выпускников уже определились с вузом. Цены примерно такие же. Скажем, репетитор по химии стоит 300 руб. в час. Хотите дешевле? Обратитесь к родным школьным учителям. Бесплатно они работать, конечно, не будут, но любимому ученику сделают порядочную скидку.
Кого предпочесть?
Оля, первокурсница КГУ:
«К экзаменам я начала готовиться только в 11-м классе. С репетиторами штудировала три предмета и ходила на подготовительные курсы. По двум предметам я занималась со школьным репетитором. Считаю, что это самый оптимальный вариант. Во-первых, не пришлось привыкать к новому преподавателю – контакт давно налажен. Во-вторых, мне нравилась система подготовки. Мы решали варианты ЕГЭ один за другим. Поэтому на экзамене я была готова ко всему. Репетитор из вуза оказался совершенно не знаком с системой ЕГЭ. Мы выполняли задания по его плану. А он почему-то сильно отличался от школьной программы. Подготовительные курсы мне не дали ничего! В группе было больше 20 человек. И никакой дисциплины! Каждый занимался чем ему вздумается.Тамара Иванова, школьный репетитор: «К введению ЕГЭ я отношусь положительно. Это шанс для талантливых детей на честной основе поступить в тот вуз, который они выбрали. Не нужно бояться ЕГЭ - сдать его вполне реально.
Вот мои рекомендации. Самое важное – желание ученика. Самоподготовка решает все. Если ребенок не будет сидеть над учебниками и над различными вариантами ЕГЭ, то мало какой репетитор ему сможет помочь. Второе – школьная программа дает все базовые знания. Если ученик будет усердно заниматься на уроках, то с экзаменом он справится. Важно увеличивать в школьной программе часы тех предметов, которые для учеников обязательны.
Третье – система репетиторства. Я считаю, что подготовкой к ЕГЭ должен заниматься только школьный учитель. Он досконально знает всю программу и может подготовить на очень хорошем уровне. Преподаватель вуза специализируется, как правило, лишь в какой-то одной области. Значит, обширных знаний (каких требует экзамен) он дать не может. Система курсов не исключена. Но лишь в том случае, если в группе не больше 10 - 12 человек. Занятия с 30 учениками сразу – пустая трата времени».
Гузель Набиева, преподаватель университета: «Вопрос подготовки к ЕГЭ индивидуален для каждого предмета и школьника. Теоретически в ходе экзамена проводится проверка знаний в пределах школьной программы. Значит, особая подготовка не требуется, достаточно выполнять учебный план. Любой ученик, который регулярно делает домашние задания и работает на уроке, с ЕГЭ справится. Однако если выпускник заинтересован в предмете, изучением которого он собирается заняться в вузе, то сам постарается найти информацию, не входящую в школьный курс. В таком случае ему, несомненно, помогут и подготовительные курсы, и репетиторы. Это увеличит его шансы на успешное поступление. И одновременно расширит кругозор, что в дальнейшем обязательно пригодится».