Устав - это Конституция города

Сегодня мы публикуем в изложении выступления некоторых участников первых публичных слушаний проекта Устава муниципального образования города Казани, состоявшихся 30 ноября в КСК КГУ «УНИКС», а также мнения горожан по этому актуальному вопросу.

Рустам НИГМАТУЛЛИН, первый заместитель главы администрации Казани:

- Ваше активное участие в публичных слушаниях и в становлении новой формы организации народо-властия, активное участие в нем жителей города, а также создание на территории столицы РТ органов местного самоуправления является очень важным и нужным делом. Новое законодательство Российской Федерации, предусматривающее реформу органов местного самоуправления, внесло серьезные изменения в систему органов исполнительной власти на местах.

В России эти изменения вступят в силу в полном объеме с 1 января 2009 года, а в Республике Татарстан - с 1 января 2006-го. Закон РТ о местном самоуправлении аккумулировал положения федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления применительно к республиканским условиям. Законом РТ о границах, территории и статусе муниципального образования города Казани это образование получило статус городского округа. В соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении Устав муниципального образования наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными актами РФ и РТ составляет правовую основу местного самоуправления. И по своей сути является основным муниципальным правовым актом.

Проводимое в настоящее время всенародное обсуждение проекта Устава города Казани позволит максимально четко оценить уровень его подготовки и все правовые и смысловые нюансы содержания его статей и положений при участии всех заинтересованных лиц, властных, контролирующих структур различных уровней, предприятий, учреждений, организаций и граждан столицы. Следует сказать, что при подготовке проекта Устава города Казани первоначально рассматривалось несколько вариантов, слегка отличающихся друг от друга. Кроме того, был учтен опыт других муниципальных образований, которые на сегодняшний момент уже приняли новые Уставы с учетом положений, вступивших в силу с
1 января 2005 года в соответствии со 131-м федеральным законом в порядке эксперимента. Это такие города, как Новосибирск, Ставрополь, Самара и Кемерово. Сегодня пришла и наша очередь обсудить проект нового Устава города Казани.

Проект Устава, который вынесен на обсуждение, состоит из 15 глав и 110 статей. В ходе их обсуждения в рабочую группу поступило 299 предложений и поправок, из них 213 от структурных подразделений, 84 - от депутатов городского Совета и жителей города. Наибольшее число предложений о внесении изменений и дополнений поступило в статью 60 проекта, в которой прописаны полномочия администрации города. Также повышенный интерес у горожан вызвали статьи, касающиеся структуры муниципального образования и формирования бюджета.

Существенная часть поступивших поправок содержит предложения о внесении изменений в части статуса главы муниципального образования и порядка его избрания. Предлагается, в частности, чтобы глава муниципального образования являлся одновременно руководителем исполнительного органа администрации города Казани, замещающим данную должность на выборной основе, что в настоящее время является наиболее оптимальным. В этой связи следует сказать, что в соответствии с законами РФ и РТ во вновь образованных муниципальных образованиях структура органов местного самоуправления, в частности, в городе Казани и других районах, определяется субъектом федерации, каковым является Республика Татарстан. Поэтому в проекте Устава определено, что глава муниципального образования избирается советом представительного органа. Предложения казанцев, высказывающихся за всенародное избрание главы муниципального образования, могут быть рассмотрены только к следующему созыву городской думы.

При доработке проекта Устава мы постараемся обеспечить полное и четкое закрепление структуры органов местного самоуправления города Казани и проработку имеющихся у них делегированных государственных полномочий. Упор будет также сделан на обеспечение соответствия этого документа законодательству Российской Федерации и Республики Татарстан. Мы надеемся, что обсуждение и тщательное редактирование проекта позволит сократить и декларативные функции, и излишне подробное описание структуры и полномочий отдельных органов и организаций, которые будут включены в соответствующие положения, которые затем будут приниматься городской думой. В результате доработки Устав несколько уменьшится в объеме, так как часть его положений будет исключена. Что касается предложений и поправок, поступаемых в рабочую группу и во время публичных слушаний, все они будут приняты во внимание, часть из них включат в текст при доработке проекта, разумеется, с учетом их соответствия действующему законодательству.

В заключение я хочу еще раз поблагодарить всех, кто принимает участие в этом процессе, за гражданскую активность и интерес к этому важному вопросу. По сути, мы обсуждаем не что иное, как Конституцию города Казани, которая будет являться главным законом жизни каждого из нас.

Лазарь Бородов, представитель администрации Советского района по поселку Дербышки:

- Проект Устава Казани - это документ, по которому мы будем жить и работать 5 лет. Обсудили его на общественных слушаниях у нас в Советском районе, подняли ряд вопросов. В итоге предлагается внести следующие изменения: статью 8 «Предметы ведения Города» дополнить пунктом 33: «обеспечение занятости населения, социальная защита населения»; пунктом 34: «развитие промышленности и предпринимательства»; пунктом 35: «обеспечение свободы слова, печати, волеизлияния»; пунктом 36: «профилактика и борьба с наркоманией в Городе».

Предлагаю внести дополнения и в статью 41 «Структура Городской Думы». Здесь перечисляются семь постоянных комиссий в городской думе. Предлагаю добавить: «Постоянная комиссия по работе с молодежью».

На мой взгляд, дополнения должны коснуться статьи 59 «Структура Администрации Города», пункта 8, который звучит так: «Территориальные и отраслевые (функциональные) органы администрации могут наделяться правами юридического лица». Предлагаю внести дополнительный пункт: «руководитель территориального органа является главным распорядителем бюджетных средств со всеми правами и обязанностями в соответствии с бюджетным законодательством. Администрация города ежегодно после утверждения Городской Думой бюджета города в течение 10 дней утверждает сметы доходов и расходов территориальным органом».

Статью 6 «Органы местного самоуправления Города» предлагаю дополнить следующим: «В состав территориальных органов местного самоуправления предлагается ввести управы, префектуры с правом юридического лица, со сметой доходов и расходов. Передать в ведение территориальных органов полномочия по эксплуатации ЖКХ, благоустройства закрепленных территорий, капитальный ремонт жилья; вопросы, которые возникают на закрепленной территории, решать на месте».

И еще одно дополнение: «Депутат Городской Думы несет ответственность перед населением Города в следующих случаях: систематическое неисполнение депутатских обязанностей, принятие решений, заведомо наносящих ущерб Городу и его населению, использование статуса депутата в личных или корыстных целях».

Алсу Бокарева, аспирант, художественный руководитель центра молодежного творчества и студенческого театра КГЭУ:

- Характерная особенность города Казани - высокая доля молодежи в составе населения. А в составе самой молодежи большой объем занимает студенчество - более 125 тысяч человек. И еще одна отличительная черта - активность нашей молодежи. Эти факты дают большую возможность для роста научного и творческого потенциала города, для активного привлечения молодежи к процессу создания гражданского общества. Поэтому предлагаю внести поправку в статью 60: «В сфере реализации молодежной политики обеспечивать молодежи дополнительные социально-экономические и правовые гарантии в области труда и занятости, предпринимательской деятельности. Принимать меры в поддержке молодых семей, талантливой молодежи, по созданию условий для физического и духовного развития. Проводить научные и социальные исследования по проблемам молодежи».

Александр Карнишин, токарь Казанского научно-исследовательского института радиоэлектроники:

- В представленном нам для обсуждения проекте Устава написано, для того чтобы выбрать рабочий орган местного самоуправления, нужно собрать две трети или три четверти представителей от квартир и жилых домов. Считаю, здесь следует внести некоторые изменения. Почему? Приведу пример. На какой-то территории представители инициативной части жителей решили создать территориальное общественное самоуправление, например это 20 домов по 100 квартир. Значит, там живут 2 тысячи семей. Я плохо представляю себе, как эти полторы тысячи человек вообще соберутся и что они будут решать. Поэтому логичнее было бы дополнить этот пункт такими словами: «или один депутат от 30 или от 60 квартир (в зависимости, где жители активнее, а где пассивнее), или от подъезда». Как показывает опыт, такая система должна работать лучше.

Мария Горшунова, депутат представительного органа муниципального образования, генеральный директор производственно-коммерческой фирмы «Майдан»:

- Я обсуждала проект Устава вместе со своими избирателями в своем округе. Явка была такая, что не хватало мест в зале. Очень активное было обсуждение. Особый интерес вызвала статья 20 «Территориальное общественное самоуправление». На самом деле эта форма самоуправления у нас существует давно, вспомните жилищные кооперативы, ТСЖ... И скажу, что дома, относящиеся к этим образованиям, живут благополучнее, чем остальные. То есть человек хочет быть хозяином в своем доме. Поэтому очень хорошо, что тема местного самоуправления отражена и в Уставе города. Какие поправки попросили меня внести мои избиратели?

Представители культуры просят для реализации государственной политики в сфере культуры на территории города внести такие пункты, как «укрепление материально-технической базы учреждений культуры», «оказание поддержки творческим коллективам и талантливой молодежи».

Еще одно дополнение - разрабатывать комплексные программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, по охране здоровья матери и ребенка, а также оздоровления среды обитания.

В пункт 7 статьи 8 («создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах Города») очень просим включить слова «в том числе и муниципальным транспортом», потому что семьям школьников, живущим в дальних районах округа, а это поселок Левченко и Жилплощадка, очень много средств приходится тратить на проезд к учебным заведениям на маршрутных такси.

Зекизян Якушев, инженер-строитель, председатель ТСЖ:

- Меня как председателя ТСЖ особенно заинтересовали в Уставе те разделы, которые касаются этой темы, поэтому я сегодня с большим интересом слушал выступавших. ТСЖ сегодня не панацея, но тем не менее самое лучшее, что может быть сегодня принято для самоуправления каждым отдельным домом и управляющей компанией. Устав дает нам в этом плане дополнительные возможности. В статье 106 «Средства самообложения граждан Города» предусматривается, что город имеет право, проведя референдум, с каждого жителя взять какие-то суммы денег на выполнение важных задач. Таким же правом в соответствии с Уставом города и уставом ТСЖ обладают и товарищества собственников жилья - то есть там тоже есть такая статья, которая называется «обязательные платежи», когда собираются деньги на благоустройство мест общего пользования, двора, подъезда и т.д. Но многие люди этого не понимают! Сегодня же мы ясно видим: в городском Уставе эта тема будет отражена, как вообще вся тема самоуправления. Во всех преобразованиях должны принимать участие сами люди. Демократичность - это ведь не означает, когда кто-то думает и делает за тебя. Это значит, что каждый отвечает за свое поведение и дела. Таким образом, городской Устав трактует правила жизни и поведения в своем городе, и им надо подчиняться.

Сергей МУХАЧЕВ, член Татарстанского республиканского совета Всероссийского общества охраны природы, сопредседатель Казанского отделения социально-экологического союза:

- Нам представляется необходимым рассмотреть проект Устава с точки зрения экологических организаций города. Одна из проблем заключается в том, что до сих пор на общероссийском уровне не проработаны вопросы общественно-экологического контроля. Если раньше, в советские времена, существовали какие-то ведомственные положения и правила, регламентирующие работу общественных инспекций (например, при сан-эпидстанциях, рыбинспекциях), то сейчас на этом месте правовая дыра.

- Как может решить эту проблему обсуждаемый Устав?

- Надо ввести соответствующий пункт, в котором были бы оговорены, с одной стороны, права жителей на общественную инициативу, а с другой, прописана обязанность администрации и самих общественных объединений регламентировать их взаимодействие.

- Думаете, поможет это решить экологическую бесхозяйственность?

- А как иначе? Есть такое понятие - «экологический каркас города», оно, кстати, отсутствует в проекте Устава, и это серьезный пробел. Необходимо закрепить действующим законодательством обязанности администрации города по выполнению работ по инвентаризации и охране тех участков в городе, где обитают виды, занесенные в Красную книгу. Не секрет, что в местах стихийной плотной застройки уничтожаются памятники природы, культуры. В Уставе отдельной строкой должно быть написано о необходимости исследования городской среды, выделения средств на научные разработки.

Материалы готовили

Светлана ГОРДЕЕВА,

Гульнур ХАФИЗОВА,

Владимир МУЗЫЧЕНКО

КВ
Лента новостей