Адрес редакции: 420066, г. Казань,
ул. Чистопольская, д. 5
В ходе переговоров с москвичами не всегда было ясно, как поступать. Мы шли на различные уловки, чтобы добиться желаемого.
- Был такой курьезный случай, - вспоминает бывший госсоветник Президента РТ Рафаэль Хакимов. - Ельцин встретился с Шаймиевым, чтобы обсудить договор. Меня на этой встрече посадили в охрану, поскольку я знал все переговорные нюансы. Президенты начали обсуждать статьи документа. Как только наступала заминка, Шаймиев оборачивался и смотрел на меня. Я кивал головой: «Можно!»
- Довольны ли вы плодами суверенитета?
- Непростой вопрос, - задумался Рафаэль Сибгатович и начал размышлять: - Если не доволен, скажут: «Чего это ты? Сам был во власти». Но не все зависело от меня. И не все зависело от первого лица. Например, я заходил к Шаймиеву с какой-нибудь идеей. Он выслушивал и говорил: «Отличная идея! Иди и реализуй сам!» Проблема была не столько в финансах, сколько в кадрах. Инвестор не привозит капитал, если нет кадров, с которыми он будет работать. Иногда очень хорошие проекты требовали не так много денег, а вот людей не было. В мире полно денег, они ищут приложения. Но где нам было взять людей, которые их удесятерят?
Боль осталась, когда анализируешь национальное образование. Нами большие ценности накоплены, особенно для самовыживания народа в трудные времена. Просто очевидно упущение с татарским языком. Мы скоро это на себе почувствуем.
Вот, например, в экономике - мы делаем отличную продукцию, но зачастую не думаем о том, кому ее продать. А для того чтобы захватывать международные рынки, было неплохо бы знать не только английский язык, но и татарский. С его помощью и с казахами договоришься, и с узбеками, да где только в мире не говорят на татарском языке! Его близкие родственники - тюркские языки, а это очень большая языковая группа. Знаешь татарский - не будешь хлопать глазами на переговорах: о чем же они говорят? Этого мы пока не осознали.
- Рафаэль Сибгатович, борясь за суверенитет, мы мечтали о большем, но получили максимум возможного. Так?
- Можно и так сказать. Есть исторические моменты, когда можно возможности упустить безвозвратно. Вот, например, когда наши люди требовали восстановить историческую справедливость и возвести в Казанском кремле мечеть Кул Шариф, разрушенную при взятии войсками Ивана Грозного Казанского ханства, слышалось: «Снести кресты! Повесить полумесяцы!» Что делать? Денег - ноль. Может, и в самом деле переделать собор под мечеть?
Тогда я сказал Шаймиеву: «Минтимер Шарипович, если мы не решимся строить сейчас, потом будет трудно начать». Он задумался: «Правильно говоришь».
Мусульманские страны в это дело вложиться не захотели. Мы возвели мечеть Кул Шариф на народные средства. Сегодня это украшение кремля. Это символ нашей сбалансированной политики. Одно дело говорить о ней, а другое дело заходишь в Казанский кремль и видишь: вот мечеть, вот собор - рядышком! Это больше действует на людей, чем все разговоры.
А вот с латинской графикой мы упустили момент. Это вина Академии наук Татарстана. Закон приняли, но так долго тянули, что в Москве решили остановить переход на латиницу. Теперь надо ждать следующего исторического момента.
- Как Москва «переварила» суверенитет Татарстана?
- Татарстан стал экономической опорой для центра, - считает историк Рафаэль Хакимов. - У нас обкатываются все возможные российские проекты. Вначале проверяют здесь: как это может быть? Вспомните Универсиаду, различные чемпионаты... А интеллектуальные сельхозмашины? Одна московская журналистка на пресс-конференции так и спросила: «Почему именно Татарстан выбрали для испытания подобных машин, не требующих водителей?» «А там люди продвинутые», - ответили разработчики этих машин.
- Два десятка лет пролетело с тех пор, как мы начали бороться за суверенитет. Как вы оцениваете свое участие в этой борьбе?
- Мы сделали большое дело. Как только все успевали?! И сегодняшний Президент Татарстана Рустам Минниханов заряжен тем же духом. Теперь он словно динамо-машина наворачивает так, что диву даешься! Мы тоже много ездили, но нельзя объять необъятное - чтобы в одну поездку, как он, посетить две страны, а вечером еще поехать на совещание в сельскую глубинку. Невероятный темп!
- Когда встречаешь туристов, - делится впечатлениями идеолог татарстанского суверенитета Рафаэль Хакимов, - то часто слышишь, что в Казани не просто интересно, здесь очень тепло встречают и тут спокойно. Люди доброжелательные. Есть куда и пойти, и просто отдохнуть. Сегодня, когда в мире так напряженно, это привлекает в Казань туристов со всего света.
Очень важный момент, на который мало обращают внимания, - это самосознание населения Татарстана.
- Сегодня к власти в Татарстане приходят те, кто родился в девяностые годы. Образно говоря, они - дети суверенитета, - рассуждает историк Рафаэль Хакимов. - У них нет наших комплексов. И у татар, и у русских есть гордость за Татарстан. Для них это норма. Они приезжают в другие регионы России, их спрашивают: «Вы откуда? Из Татарстана?» Когда же слышат восторженное «О, из Татарстана!», у них появляется чувство гордости. Это очень важно. Ты хочешь работать в Татарстане, не строишь планы, куда умотать за границу, значит, думаешь о будущем.
Когда Елабуга отмечала свое тысячелетие, я ходил в толпе и смотрел на людей. Было видно, что они гордятся своим городом. Самосознание - очень важный фактор. Он продолжает двигать нашу республику вперед. Татары любят спрашивать при встрече друг друга: «Тэртипме?» (В переводе с татарского: «Все ли в порядке?» - В.Я.) Обычно отвечают: «Тэртип!» («В порядке!»). Да, мы хотим, чтобы у нас в республике был порядок, - заключает Рафаэль Хакимов.