Ребята, попавшие сюда, за свою короткую жизнь успевают пережить столько, что иному взрослому мало не покажется. Пьянство и предательство родителей, холодный дом, а зачастую и детдом, равнодушие знакомых и друзей... У всех за плечами преступления: от мелкого воровства до изнасилования и убийства.
КОНТИНГЕНТ. Попав в Раифу, они по инерции продолжают все отрицать: приветливость и строгость воспитателей, правила, действующие в училище, новые знания. Психологическая реабилитация, искреннее участие взрослых помогают мальчишкам немного оттаять. А главное понять, что здесь впервые за много лет они могут почувствовать себя если уже не как дома, то хотя бы в безопасности.
Это затишье длится ровно на срок, отведенный им для жизни в училище. Поэтому преподаватели спешат подготовить подростков к жизни, дать им профессию, обучить, например, ремеслу: штукатура, слесаря, токаря, столяра.
За 28 лет работы старший мастер профобучения Наталья Гиматутдинова проводила на волю не одну сотню воспитанников. Не у всех сложилась дальнейшая жизнь, но те, кто встал на ноги, признавались: во многом им помогли полученные здесь профессиональные навыки.
- Подростки поступают к нам очень запущенными, - говорит Наталья Сергеевна. - Некоторые не умеют читать и писать. Преподавателям приходится за короткий срок дать им хотя бы минимальный уровень знаний.
СУДЬБЫ. Четырнадцатилетний Ваня Кравцов только первых три года прожил с мамой (она умерла). Детдом, вначале в Орске, затем в Бугуруслане, откуда мальчишка сбежал. Дальше приемная семья, в которой довелось жить недолго (тоже умерла мама), и снова детдом. Пацаненок стал воровать. Вначале по мелочам, потом вскрывал гаражи.
В училище Иван - лучший ученик токаря. Идет на третий разряд. Профессию выбрал сам, считая, что с ней не пропадешь.
А на Эдуарда Мухина и Анатолия Поскотина педколлектив возлагает особые надежды. Ребята заявили о своем участии во всероссийском конкурсе «Лучший по профессии» среди воспитанников спецучилищ закрытого типа.
- Я в школе до пятого класса был отличником, - рассказывает Эдик. - Потом скатился до коррекционного класса: родители пили, конфликты с учителями, я оказался на улице. Профессию слесаря выбрал сам - нравится с металлом возиться и что-то делать самому.
Толю на воровство подтолкнула нужда. В его маленьком городке в Свердловской области было трудно с работой. К тому же родители мальчишки пили. Подросток подрабатывал где мог - то бабушкам дрова напилит-наколет, то на рынке грузчиком подвизается. Потом стал воровать. Вскоре попался. КПЗ, СИЗО, центр временного содержания и Раифское спецучилище.
- Мама у меня работала штукатуром-маляром, - объясняет свой выбор профессии Толя. - И мне это дело понравилось. Мы уже с ребятами самостоятельно отремонтировали клуб, гримерную, два кабинета в школе.
КОММЕНТАРИЙ. - Ребята у нас старательные, - подтверждает Наталья Сергеевна. - Мы заключаем договора с близлежащими сельскими хозяйствами, принимаем заказы на те или иные работы. Деньги перечисляют на счет мальчишек. Каждые выходные проводим ярмарки перед входом в Раифский монастырь. Туристы довольно охотно раскупают сделанные руками подростков табуретки, молотки и прочую утварь.
Выпускники, действительно захотевшие исправиться, не теряют с училищем связи. Звонят, пишут, поздравляют с праздниками. Штукатуры подрабатывают теперь на отделке квартир. Другие открыли свои автомастерские. Несколько воспитанников учатся в речном техникуме и суворовском училище.