СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД

Наш город меняется буквально на глазах. Особенно сейчас, накануне своего 1000-летнего юбилея. И наверное, даже самые отчаянные фантазеры не могут представить, какой увидят Казань наши внуки и правнуки. Так в каком же городе нам предстоит жить уже завтра? Об этом мы попросили рассказать главного архитектора Казани Асхата ГИЛЯЗЕТДИНОВА:

news_top_970_100

Наш город меняется буквально на глазах. Особенно сейчас, накануне своего 1000-летнего юбилея. И наверное, даже самые отчаянные фантазеры не могут представить, какой увидят Казань наши внуки и правнуки. Так в каком же городе нам предстоит жить уже завтра? Об этом мы попросили рассказать главного архитектора Казани Асхата ГИЛЯЗЕТДИНОВА:

- До юбилея осталось очень мало времени - чуть больше двух лет, а объем работы очень большой. В самые короткие сроки мы должны определить ключевые объекты, которые должны быть готовы к 2005 году. Ключевые объекты - это не только конкретные здания, фасады, но и целые улицы, кварталы, площади, скверы - то, что и создает образ города. Сейчас, например, идет комплексная разработка основных центральных артерий Казани: улицы Татарстан - Пушкина, Кирова, Булак - Эсперанто. Найти свою яркую и самобытную архитектуру, казанскую по духу и столичную по уровню и масштабу, - вот наша основная задача. Ее возможно решить, только применяя градостроительный подход.

- Асхат Рауфович, интересно, какой, по-вашему, Казань будет через 50, 100 или даже 200 лет?

- Я не волшебник и не могу заглядывать так далеко. Конечно, облик города будущего формируется уже сейчас, но каким он будет - это зависит от множества факторов. Определенно можно сказать одно: город - живой организм и он меняется, развивается. Казань не может быть такой, какой была, скажем, в XVIII - XIX веках. Но безусловно, кремль, пассаж, другие исторические узлы, формирующие исторический облик города, будут сохраняться.

Хочется, чтобы Казань во все времена гармонично и, может быть, парадоксально соединяла в себе историю и современность, традиции Востока и Запада. Надо стараться отходить от определенных градостроительных штампов. Например, новые постройки на улице Свердлова воссоздают фасады купеческих домов позапрошлого века, но мы не будем бояться рядом с ними строить и суперсовременные здания.

- Многие казанцы считают, что в последние годы исторический центр города варварски разрушается и из-за этого Казань теряет свою неповторимость...

- Это очень упрощенный подход. Дом, как и человек, рождается, растет, живет, стареет и умирает. У каждого здания есть свой срок жизни, свой предел прочности. Когда разрабатывалась Программа ликвидации ветхого жилья, мы считали, что вопрос будет решаться достаточно просто: дома, имеющие историческую ценность и которые можно сохранить - сохраним, а те, что по техническим показателям нельзя сохранить - под снос. Но когда занялись проблемой вплотную, оказалось, что нереально сохранить все что хочется. Допустим, дом снаружи может выглядеть вполне добротно, но изнутри он настолько ветхий, что в любой момент может рухнуть.

Конечно, с одной стороны, чисто по-человечески бывает жалко, что приходится сносить некоторые старинные здания, но с другой стороны, понимаешь, что надо освобождать место для новых построек, которые бы отвечали всем требованиям новой эпохи... Мы же не можем беспредельно расширять город. Программа предполагает дальнейшее развитие Казани в пределах существующих на сегодня границ.

- А кто решает судьбу каждого конкретного старинного дома?

- Для этого есть комиссия, куда входят профессионалы: специалисты управления по охране памятников, архитекторы. Они дают заключение о исторической ценности здания, о состоянии его фундамента, конструкций, то есть проводится всесторонняя экспертиза по многим параметрам. И только после этого выносится решение: или реставрация, или снос, или снос с рекомендацией при строительстве нового здания на этом месте воссоздать фасад снесенного дома, чтобы он органично вписался в уже существующий, исторически сложившийся архитектурный ансамбль.

Здесь есть еще и психологический момент. Понятная ностальгия по ушедшему времени часто мешает объективному восприятию архитектурно-художественных качеств построек прошлых лет. Ведь и раньше были удачные и неудачные проекты, работали и мастера-архитекторы, и посредственные ремесленники. Поэтому, говорить, что город разрушается, - ошибка. Я сам родился в Казани, очень люблю ее и хочу, чтобы она была красивой, уютной, современной... Мне бы не хотелось, чтобы о работе архитекторов нашего времени казанцы, которые будут жить в третьем тысячелетии, говорили лишь как о перепевах исторических мотивов архитектуры прошлого, робкой стилизации под старую Казань.

Ольга ИВАНЫЧЕВА.

P.S. И все-таки попробуем заглянуть в будущее... Готовы и ждут своего воплощения в жизнь интересные проекты спортивных комплексов с теннисными кортами на улице Чистопольской и проспекте Победы, аквапарка на пересечении улиц Чистопольской и Амирхана, развлекательного парка у издательства на улице Декабристов, планетария и нового здания театра кукол. Но реализация этих проектов зависит от финансирования.

news_right_column_240_400