Экспертами были затронуты сразу несколько емких вопросов. Один из них - насколько адекватны меры, принимаемые в регионах для пресечения распространения коронавирусной инфекции.
Заместитель министра здравоохранения РТ - начальник управления здравоохранения г. Казани Владимир Жаворонков полагает, что необходимо сохранять и соблюдать жесткие ограничительные меры в течение трех-четырех недель.
- Эти меры нужны для того, чтобы система здравоохранения не получила пиковую нагрузку. Наша задача в том, чтобы сейчас не произошло одномоментного роста количества заболевших, - расставил акценты чиновник.
Он привел в качестве примера Италию - туда прилетели врачи из Китая, чтобы помочь бороться с пандемией, но они были в шоке от так называемого карантина. Множество людей бродили по улицам зачастую даже без масок.
Идеальным карантином Жаворонков видит процесс, когда на протяжении 21 - 25 дней граждане сидят дома. Вот только российский сценарий от этой модели отличается - чего только стоит случай с повальным досмотром документов в московском метро, когда в тесных очередях стояли сотни горожан.
Необходимость объяснять принятые меры
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что жесткие ограничительные меры, введенные в нескольких российских регионах, - это следствие нежелания федерального центра брать на себя ответственность за развитие ситуации на местах.
- Отношение общества вырабатывается в период серьезных косяков. Чем больше косяков, незапланированных, стрессовых ситуаций возникает, тем больше скепсиса, иронии, - полагает эксперт.
Президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко уверен: общественное сознание было бы гораздо более толерантным к принимаемым антикризисным мерам, если бы они были понятны, рациональны и доступно объяснены.
В текущей ситуации руководитель, будь то региона или муниципалитета, должен вселять уверенность. Такое мнение высказал член Общественной палаты, президент Фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич.
- Когда я вижу репортажи с участием Президента Татарстана Рустама Минниханова, как он выезжает в районы или ведет заседания, то от него буквально веет уверенностью, которая передается населению. А когда видеообращение в Instagram записывает, например, глава Республики Хакасии, то видно плохо скрываемый страх, о который разбиваются все призывы к строгому соблюдению карантина, - сказал эксперт.
Важной, по мнению Малькевича, является необходимость тщательно объяснять принимаемые ограничительные меры. Здесь он опять обратился к опыту Татарстана: здесь есть быстрое принятие решений и отсутствие негативного фона. Как итог - жители хорошо информированы по текущей ситуации и понимают необходимость введения ограничительных мер.
Обратный пример - Краснодарский край, где губернатор, с одной стороны, рапортует об ужесточении мер в регионе, а с другой, разрешает передвижение по городам с 10 до 16 часов без пропусков. В социальных сетях это сразу вызывает недоумение: а что, COVID-19 указом губернатора в эти часы не распространяется?
Президент РАСО Станислав Наумов отметил, что у системы органов власти должно быть правилом говорить не только о неприятной информации. Позитивной статистикой здесь могут стать количество проведенных тестов, тех, кто выздоровел, резервных коек в регионе.
Подоспела по ходу заседания и статистика - ее озвучил руководитель исследовательского агентства «ПромРейтинг» Антон Глухов.
Статистика отображает реакцию татарстанцев на ограничительные меры. 36% опрошенных считают их оптимальными, 27% - слишком жесткими, а 18%, напротив, мягкими. Среди тех, кто назвал введенные меры жесткими, 30% - экономически активные люди в возрасте от 18 до 35 лет. Оптимальными и мягкими меры сочли люди старшего возраста, силовики, сельчане.
Зачем пугать людей?
Другой проблемой, затронутой на заседании, стала степень угрозы коронавирусной инфекции, транслируемой в общество. Буквально вопрос можно свести до простого - пугать или не пугать? Владимир Жаворонков считает, что никого пугать не нужно. Чем более открытой будет власть, тем выше будет уровень самосознания общества, но здесь есть нюанс.
- Мое личное мнение: я пока не фиксирую достаточной зрелости общества по отношению к такому потенциальному диалогу. Перед введением ограничительных мер с обществом шли разговоры, что это крайне необходимо. После этого мы видели, как масса людей буквально специально идет на нарушение ограничительных мер. Как разговаривать с обществом, когда с людьми точно проговорили, чем это грозит, какие могут быть последствия, и тем не менее часть граждан сознательно пренебрегла рекомендациями медицинского сообщества? - вопрошает Жаворонков.
Политолог Аббас Галлямов согласился - было бы прекрасно, если общество действовало в соответствии с предписанными нормами, но это нереально. Однако текущую общественную реакцию он видит адекватной.
- Можно было ожидать, что запрет на перемещение приведет к росту общественного недовольства, но на практике этого не произошло. Люди восприняли ограничительные меры достаточно адекватно. Если начать пугать людей, то кого-то, возможно, это и заставит сидеть дома, но значительная часть людей (те, кто уже сейчас сидит дома) вообще погрузится в депрессивное состояние, и мы получим кучу других проблем: алкоголь, домашнее насилие, преступность, - рассуждает эксперт.
Подобный подход положить в основу коммуникационной стратегии властей нельзя, подытожил Галлямов.
Бонусы за соблюдение режима самоизоляции
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов озвучил одно правило, которое должно стать единым: взаимодействие между властью и обществом. Власть в этой модели должна быть честной, а общество - ей доверять.
- Наша большая беда в том, что власть сейчас о себе и гражданах говорит в разных лицах: мы и они. Это большая дыра, и ее необходимо заполнять всем вне зависимости от региона, - добавил эксперт.
Так, можно создать группу адептов действий власти: они будут транслировать политику власти своим сторонникам, и в кризис этот процесс нужно активизировать.
Александр Малькевич полагает, что сейчас нужно не только наказание, но и поощрение. Татарстан мог бы стать идеальным субъектом для апробации такой практики.
Эксперт посоветовал создать мобильное приложение, в котором нарушителю правил самоизоляции снимали бы какие-то очки. Если же человек соблюдал все правила, допустим, не трогал лицо в течение дня, то ему начислят бонусы, которые потом можно конвертировать во что-то полезное, например скидки.