Глава Минсельхоза РФ Алексей Гордеев заявил о введении квот на ввоз сливочного масла и сыра. Если такое решение будет принято, цены на эти важнейшие продукты, по оценкам экспертов, подскочат на 25 - 30 процентов.
На фоне массового разорения коллективных хозяйств (в Татарстане убыточны до 70 процентов колхозов, по России - больше половины) дьяки от агропрома озабочены не реформированием развалившегося АПК, а введением оградительных барьеров для монополистов-переработчиков. Но если недавние ограничения на импорт мяса, видимо, несильно ударят по карману потребителей (гибель колхозного животноводства с успехом компенсируется бурным увеличением производства мяса в частном секторе), квотирование ввоза масла и сыра, скорее всего, шарахнет по нашим кошелькам ощутимо. В Татарстане, к примеру, в год потребляется порядка 50 тысяч тонн сыра и столько же масла, из них больше трети приходится на европейские и заокеанские поставки. И хотя загрузка перерабатывающих предприятий остается в республике крайне низкой, рентабельность их настолько мала (дешевый западный импорт вырос за последние два года в 2,5 раза), что нашим сыро- и маслоделам попросту нет резона увеличивать объемы.
В Институте конъюнктуры аграрного рынка полагают: именно масло и сыр становятся все более востребованными продуктами в пищевой корзине россиян - в последние годы их потребление ежегодно увеличивается на 5 процентов, обгоняя традиционные мясо и яйца. Почему же отечественные производители не в состоянии обеспечить возрастающие потребности покупателей? Быть может, жесткое квотирование ввоза действительно поможет отрасли подняться на ноги?
- Весьма сомнительно. Хотя бы потому, что производство молока на сегодняшний день куда менее прибыльно, чем выращивание скота, - считает фермер Рашид Хазиев, наладивший в одном из приказанских районов автоматизированную линию по изготовлению французских сыров. - Ежедневно сталкиваюсь с тем, что владельцы индивидуальных подворий испытывают огромные трудности со сдачей своей продукции на молокозаводы - расценки грошовые да и со своевременностью оплаты вечные проблемы. Неудивительно, что все больше хозяев переключается на откорм бычков. Даже моя хорошо технологически оснащенная сыроварня в основном держится за счет прибылей с высокопродуктивного стада КРС.
Впрочем, дело не только в низкой рентабельности молочного животноводства - государство как всегда поддерживает крупные холдинги, забыв о помощи (кредитами ли, налогами) мелким предпринимателям. Между тем в главных сыропроизводящих странах Европы более 90 процентов продукции вырабатывается именно на малых предприятиях, вокруг которых группируются в кооперативы фермеры-животноводы, - содержать небольшие мастерские намного прибыльнее, чем огромные комплексы типа "Татарстан-сотэ". Неудивительно, что входящие в Росживотноводсоюз корпоративные переработчики обеими руками за введение импортных "масло-сырных" квот (с их подачи они должны составить не менее четверти потребляемых в России объемов). А фермеры из Российского молочного союза столь же дружно предрекают рост цен на "Пошехонский" или "Костромской" до 115 - 120 рублей за кг. При неизбежном падении качества (из-за свертывания конкуренции с иностранцами).
Бесплатный сыр, действительно, бывает только в мышеловке. Но изобилие дешевого российского вполне можно обеспечить на наших прилавках - если не увлекаться протекционистскими теориями защиты продовольственных монополистов. Однако нынешние руководители отечественного агропрома от либерализации продуктового рынка далеки, так что вместе с исчезновением "Хохланда" или "Эдема" готовьтесь раскошелиться на чувствительно подорожавший "Голландский". Или полностью переключиться на мясо - по нему квоты вряд ли ударят.
Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.
Убытки рыночных коммерсантов подсчитать просто: после обещанного введения квот реализация импортных сыров и масла сократится с 30 - 35 процентов от общего объема до 10 - 15 процентов.