А мы беседуем с его двоюродным братом - заведующим кафедрой философии КГТУ, профессором Владимиром Курашовым:
- Его именем названа улица, на которой стоит Казанский медицинский институт, - Сергей Курашов окончил его в 1931 году, а после был там ректором. В войну его перевели в Москву. С 1955 года кузен возглавлял Минздрав РСФСР, в 1959-м стал министром здравоохранения СССР. Он был первым редактором всесоюзного журнала «Здоровье», который до сих пор популярен в народе. Урна с его прахом покоится у Кремлевской стены.
- Владимир Игнатьевич, не могу удержаться от вопроса... Вы с ним двоюродные братья. Как такое возможно?
- Сегодня действительно трудно представить, чтобы между кузенами была такая возрастная разница - более 40 лет! Сергей Владимирович на год старше моего отца. Раньше большие семьи были правилом, и нередко ребенка рожала мать, которая уже имела внуков. Наш род, многочисленные ветви которого живут в Казани и Москве, вышел из крестьян села Ключики Тамбовской губернии (ныне Рязанская область) и дал стране ряд заметных личностей. Так, мой отец Игнат Васильевич Курашов окончил физмат Казанского университета, стал заслуженным учителем школ РСФСР.
- То есть зря булгаковский профессор Преображенский не любил пролетариат?
- Нам пытаются внушить, будто российские дворяне - цвет нации, плод многовековой селекции. Но таланты рождаются в любой семье с равной долей вероятности. После революции 1917 года рабочим и крестьянам дали возможность учиться - из среды простолюдинов вышли сотни выдающихся деятелей в разных областях. К сожалению, элитарное образование сегодня возвращается. Уже с детсада происходит расслоение. Не все могут учить детей в элитных лицеях и оплачивать дополнительные образовательные услуги. В наше время я не представляю родственника министра, который всю жизнь работал бы ассистентом мединститута, как, например, прекрасный врач и кандидат медицинских наук Минна Владимировна Курашова. В советские годы протекционизма стыдились.
- Его имя носил наш мединститут, пока не стал университетом. Почему его сняли?
- Насколько мне известно, не из политических соображений. И даже слышал, что имя хотели бы вернуть КГМУ. В среде казанских медиков Курашова до сих пор помнят и ценят. Когда Сергей Владимирович стал главврачом Казанской психиатрической больницы, то заявил, что лечебное учреждение не тюрьма, и снял решетки с окон. А однажды незнакомая женщина, услышав мою фамилию, рассказала, как поехала в Москву, записалась на прием к министру – ее дочь была тяжелобольна. Сергей Владимирович направил девочку на лечение и ее спасли. Всю жизнь они с благодарностью вспоминали Курашова.