Началось все с того, что я прочла заманчивое объявление в газете: «Требуется озеленитель. Зарплата 5 тысяч рублей». Набираю указанный номер, представляюсь. А в ответ слышу, что при семичасовом рабочем дне мне могут заплатить только 2 тысячи. В грубой форме отказали и в одной из фирм, где я пыталась подработать распространителем, или, как сейчас модно говорить, промоутером. Взяли же меня курьером в солидный журнал, пообещав платить за доставку одного экземпляра... два рубля. Заработав в день шесть рублей, я поняла, что моего жалованья не хватит даже на дорогу, не то что на туфли к школе.
Покрутившись во многих фирмах и фирмочках (на большие предприятия школьникам и соваться нечего), убедилась, что детский труд в нашем городе не в почете. А если где и берут школьников, то платят копейки. Причем взрослые за такой же труд получают куда больше. Я пыталась разобраться, в чем причина такой дискриминации, и в одном месте мне доходчиво объяснили, что в городе и без нас безработных достаточно, а с нами одна морока: неполный рабочий день предоставь, плати по закону, а если проверят и окажется что не так, оштрафуют, а то и фирму закроют.
Я знаю, нынче многие школьники хотели поработать в каникулы. Но устроились только те, у кого были знакомые. Например, моя подружка работает кондуктором в автобусе и получает более 200 рублей в день. Другая продает мороженое за 150 целковых, кое-кто из мальчишек моет машины в автосервисе. Но таких счастливчиков, которые заработают во время каникул реальные деньги, а не гроши, единицы. Между тем в Казани действует программа трудоустройства молодежи, существует даже биржа труда для молодых людей. Но и там предлагается, в сущности, низкооплачиваемая и преимущественно тяжелая работа.
Итог моего небольшого исследования печален: я не нашла места ни для души, ни для заработка. А еще поняла очень важную вещь: достойной работы в Казани без приличной квалификации, образования сегодня днем с огнем не найти. Правда, и образование, и навыки могут заменить личные связи. Но, как мне дали понять, все блатные места уже давным-давно заняты: у руководителей ведь тоже есть и дети, и родня. А потому я со спокойной совестью уезжаю в деревню к бабушке. Хоть парного молока напьюсь с такого «горя».
А вообще, мне, честно говоря, стало страшно за наше будущее. Ну закончу я на следующий год школу, ну поступлю в вуз. Но ведь вечно эта учеба не будет продолжаться и настанет день и час, когда передо мной и тысячами других молодых людей встанет уже настоящая проблема трудоустройства. Дай бог, если к тому времени у нас в городе появятся новые рабочие места и платить за труд станут по-настоящему, а не так, как сейчас.
Анна БИКУШЕВА,
слушатель ШМЖ при
«Казанских ведомостях»