Трудовой стаж железнодорожников Котельниковых-Полежаевых перевалил за 100 лет

Трудовые династии - в наше время явление нетипичное, можно сказать, редкое. Дети идут по стопам родителей тогда, когда понимают: эта работа приносит удовольствие, уважение, стабильность, достаток, а руководство предприятия ценит своих сотрудников. Юдинское локомотивное депо, входящее в состав Казанского отделения Горьковской железной дороги, отмечено рядом трудовых династий железнодорожников. Сегодня мы расскажем о двух семьях, которые благодаря детям и внукам породнились и стали одной большой трудовой династией с общим стажем более 100 лет.

news_top_970_100

Котельниковы

Леонид Борисович Котельников в Юдинском локомотивном депо проработал около 20 лет, 7 из них - машинистом тепловоза. Водил грузовые и пассажирские составы. Мог выбрать другую профессию, однако в судьбу вмешался случай. Но обо всем по порядку.
- Наша трудовая династия железнодорожников берет начало от моего отца Бориса Алексеевича. Незадолго до Великой Отечественной войны, в 1939 году, он поступил учиться на помощника машиниста в Юдинское железнодорожное училище №1. Было ему тогда 15 лет. В 1941 году окончил его и устроился в Юдинское локомотивное депо. Всю войну работал на заготовке дров для фронта, ездил в Кировскую область. 

Война закончилась, а жизнь продолжалась. Борису Котельникову было всего 22 года, когда он познакомился со своей будущей женой. Зое Григорьевне исполнился на тот момент 21 год, и работала она приемщицей зерна на Печищинском элеваторе. 
Влюбленные недолго встречались, поженились. Молодой муж забрал супругу из Печищ в Юдино, где она стала работать аптекарем в железнодорожной аптеке. На этом месте Зоя Григорьевна трудилась до самой пенсии, помогала поддерживать здоровье посельчанам и в том числе работникам локомотивного депо. 

Борис Алексеевич трудился до 1995 года слесарем заготовительного цеха локомотивного депо Казанского отделения Горьковской железной дороги. На пенсии ему довелось отдохнуть всего 5 лет. Умер Борис Алексеевич в 2000 году.
Но вернемся к далекой послевоенной поре.1 октября 1949 года у Котельниковых появился на свет первенец - наш нынешний собеседник Леонид Борисович.

- Я вырос на Волге. В годы моего детства и юности на этой могучей реке движение судов было плотным, почти как сейчас автомобильное на улице Декабристов в Казани. Баржи, «Метеоры», речные трамвайчики, лайнеры, туристические теплоходы, - продолжает рассказ Котельников-старший. - Глядя на них, мечтал стать капитаном речного судна. 

Но Леониду Борисовичу не суждено было встать на капитанский мостик. Его, 15-летнего паренька, позвал в рейс сосед по подъезду Владимир Михайлович Григорьев, который работал машинистом на тепловозе. 

- Была летняя пора. Говорит, будешь со мной рассвет в кабине встречать. И поймал меня на этом, прямо-таки в плен взял мою душу, - смеется Леонид Борисович. - Так запала мне в сердце та поездка, когда ты идешь на скорости в локомотиве, а навстречу тебе поднимается солнце! Сразу же после возвращения решил выучиться на железнодорожника. Когда пришло время, подал документы в железнодорожное училище №26 на помощника машиниста тепловоза. Отучился и до призыва в армию успел сделать несколько рейсов в роли помощника машиниста на грузовом составе.

После демобилизации Леонид Борисович вернулся в родное депо. Отработал какое-то время слесарем, был профоргом цеха, вступил в КПСС. После его перевели мастером пункта технического осмотра - ПТО. На тепловоз уже в качестве машиниста он вернулся в 1979-м и ходил в рейсы до 1986 года. Водил грузовые и пассажирские составы.

Жена Рима Алексеевна (ныне покойная) тоже работала на железной дороге, была начальником отдела кадров, трудилась в военно-учетном бюро. 

В Юдинском депо работает и семья родной сестры Леонида Борисовича Валентины Борисовны Логиновой: она сама, ее муж и два сына, которые трудятся машинистами-инструкторами. 

С балкона квартиры Леонида Борисовича открывается великолепный вид. На горизонте широкой лентой блестит Волга. Неподалеку от дома по железнодорожным веткам, деловито гудя, снуют тепловозы, проходят составы. 

- Леонид Борисович, при звуке тепловозного сигнала сердце не екает?
- Екает, еще как екает! Хоть сегодня встал бы за управление. Глаза завяжи - вслепую назову каждый километр. И так сделает любой машинист, проработавший на железной дороге много лет. 
Династию Котельниковых продолжили дочь Ирина и сын Дмитрий. Ирина - ведущий инженер цеха эксплуатации Юдинского локомотивного депо. Ее муж Павел Полежаев работает машинистом.

- С Павлом мы познакомились еще в 5-м классе, когда он приехал к нам ненадолго с Байконура, - рассказывает Ирина. - В 10-м он перевелся в нашу школу и попал в наш класс. С тех пор мы с ним не расставались и скоро отметим серебряную свадьбу.

Дмитрий Котельников попался на ту же удочку, что и его отец. Именно папа увлек его романтикой путешествий. Леонид Борисович решил поделиться с сыном своей любовью к встречам летних ранних зорь в кабине тепловоза и брал с собой в рейсы.

- Помню, первое время боялся проспать момент, когда на горизонте появится солнце, - с улыбкой рассказывает Дмитрий. - Я так же, как и папа, сразу и навсегда прикипел сердцем к этой картине, когда несешься на скорости к восходу солнца.

Сейчас Дмитрий работает помощником машиниста, ходит в рейсы вместе со своим зятем Павлом Полежаевым. Признается: да, работа непростая, очень ответственная, но любимая. 

Полежаевы

Рассказывая о своих трудовых корнях, Юрий Валентинович Полежаев любит уточнять: у них железнодорожно-военная династия. Зачинатель трудовой железнодорожной династии Полежаевых - Павел Иванович. 
- В 30-е годы мой дед Павел Иванович работал на железной дороге в Хабаровском крае, в Еврейской автономной области. Начинал простым слесарем, дослужился до начальника депо, - рассказывает Юрий Валентинович. - Отец Валентин Павлович пришел на железную дорогу в 40-е годы. Был кочегаром, потом выучился вначале на помощника машиниста паровоза, а после уже стал машинистом паровоза. 

В 1943 году по распоряжению руководства Валентин Полежаев был переведен на станцию Юдино, где долгое время работал машинистом. Во время войны водил грузовые составы, а затем многие годы пассажирские. Машинист 1-го класса Валентин Полежаев честно трудился до 1975 года, после чего вышел на заслуженный отдых.

- Мама Валентина Алексеевна больше 30 лет проработала учительницей начальных классов в железнодорожной школе, - продолжает Юрий Валентинович. - Скольких будущих машинистов она научила читать и писать, подсчитать невозможно! С теплотой и любовью вспоминают ее многие юдинцы. 

С 1958 года вместе с отцом в одной бригаде начал работать кочегаром старший сын Полежаевых Геннадий Валентинович. Затем он поступил в Казанское артиллерийское училище. После окончания учебы по направлению попал в казахский город Байконур. 

- В начале 60-х мой брат строил легендарный космодром Байконур, - вспоминает наш собеседник. - Долгое время работал в железнодорожном батальоне инженером по ремонту подвижного состава. Трудился Геннадий Валентинович на должности инженера до 1985 года, а после долгие годы преподавал военное дело в железнодорожном техникуме.

На Байконур попал и Юрий Валентинович, но до этого три года, начиная с 1977-го, проработал бригадиром в Юдинском локомотивном депо. На легендарный город-космодром он перевелся в 1980 году. Стал работать техником локомотивного депо космодрома Байконур. 

- Годы, проведенные на Байконуре, самые яркие в моей памяти, - признается Юрий Валентинович. - Несмотря на экстремальные погодные условия - летом жара под 50 градусов, зимой стужа минус 35, служилось хорошо, тяготы переносились легко. Мы, железнодорожники, точнее всех на Байконуре знали, когда состоится очередной старт ракеты. Время было известно до секунды, потому что кто, как не мы, вывозил платформу с ракетой на площадку. И, конечно же, доводилось видеть наших космонавтов.

Часто бывал на космодроме Алексей Леонов, приезжала Светлана Савицкая. 
Проработал на Байконуре Юрий Валентинович до 1986 года. После вернулся служить в армию, и больше на железной дороге ему не довелось работать. Сейчас в запасе и трудится в энергетической компании. 

Зато династию продолжил сын Павел. Он еще в 5 лет заявил, что станет машинистом. Мечту свою исполнил и сейчас водит грузовые и пассажирские составы.

- Без своей работы, без железной дороги мы уже не представляем нашу жизнь, - говорит Павел. - На всех праздниках, особенно в День железнодорожника, разговоры за столом вольно или невольно переходят в рабочее русло. Это неудивительно - родители трудились в депо, мы с женой Ириной, ее братишка, с которым мы работаем на одном тепловозе. Работа, депо нас сближают, объединяют, делают крепче.

news_right_column_240_400