Царь-башня над Камой

Древняя сторожевая башня, сложенная из желто-белых плит бутового камня, давно уже стала неофициальным символом Елабуги.

news_top_970_100
Фото с сайта offtop.ru.
С незапамятных времен смотрит она узкими глазами-бойницами с высоты крутого правого берега Камы на речные просторы. Башня эта - одно из древнейших строений не только в Елабужском районе, но и в Татарстане. Появилась она задолго до основания тут в XVI веке села Трехсвятского, которое выросло со временем в град Елабугу. Как полагают историки, возвели башню еще в X веке, в период расцвета Волжско-Камской Булгарии, и выполняла она роль наблюдательного поста. Само же Елабужское городище являлось форпостом на северо-восточных рубежах, откуда булгарам постоянно грозила опасность со стороны воинственных кочевников. Именно с востока обрушились в XIII веке на Волжско-Камскую Булгарию орды монгольских завоевателей под предводительством младшего брата хана Батыя Шейбани-хана и его верного полководца Субудай-багатура. Именно Елабужская крепость стала тогда щитом на их пути. Есть основания полагать, что городище было разрушено после продолжительной осады и кровопролитного штурма.
Елабужская башня - единственная из построек древнего города, дошедшая до наших дней. Хотя еще в XVIII веке на месте городища возвышалось пять башен и построек. Большинство было разобрано под фундамент домов елабужцами, которые называли городище «чертовым». По одной из легенд, в пещере рядом с городищем обитала нечистая сила в виде крылатого змея, который требовал, чтобы проплывавшие мимо на парусных судах купцы приносили ему дань. Если же подношения не было, тот топил корабли: поднимал бурю и бросал суденышки на камни. Позже, после гибели крылатого змея, у родника поселился монах-отшельник. Бесы искушали его, всячески вредили, требуя оставить место обитания их кумира, однако инок стойко переносил все испытания. Тогда главный черт спросил его: что нужно сделать для того, чтобы монах навсегда покинул эти места? Инок задумался и ответил нечистому: «Я уйду отсюда, если вы за одну ночь построите на горе церковь». Обрадовались бесы и ринулись возводить храм. За ночь поставили стены и крышу, явились к иноку: мол, выполнили мы твое условие! Глянул монах на чертову работу и только усмехнулся: «А где же крест? Без креста это не церковь!» Призадумались бесы, как тут быть. Пока размышляли - ночь минула, пропел петух, и вся нечисть провалилась в преисподнюю. Осталась лишь башня, сложенная ими...Легенда возникла не на пустом месте. Как свидетельствуют археологические находки, в основном это осколки лепной керамической посуды и древние сосуды, здесь еще задолго до прихода булгар обитали племена ананьинской культуры, а на горе находилось древнее языческое святилище, которое впоследствии назвали чертовым капищем. Конечно не черти возводили древнюю крепость, а люди, пришедшие сюда, на берега Камы, с намерением жить и трудиться на этой благодатной земле, а при необходимости защищать ее с оружием в руках. В XIX веке по инициативе местного купца и мецената Ивана Шишкина одна из уцелевших башен была отреставрирована.
От расположенного у подножия горы звонкого родника вверх к башне ведет удобная лестница, но я решил воспользоваться узкой петляющей тропкой, чтобы лучше представить картину штурма. Карабкаясь по крутому склону, часто останавливаясь и переводя дыхание, я ощутил, каково было завоевателям штурмовать эту неприступную цитадель, со стен которой в них летели камни и стрелы защитников... Кажется, стоит закрыть глаза - и услышишь шум битвы: крики воинов, ржание боевых коней, зловещий свист смертоносных стрел и звон острых, сверкающих на солнце мечей и сабель...
Поднявшись на вершину, оглянулся: внизу узкая синяя лента реки Тоймы спешит соединиться в объятиях со своей сестрой-красавицей Камой. В этот ранний час здесь ни души. Тихо, только ветер свистит в зарешеченных окнах да издали доносятся редкие крики чаек. Вот так же, наверное, смотрели на великую реку древние булгарские воины в блестящих кольчугах, опираясь на длинные древки своих копий...
Многие века смотрит в камские воды древняя башня - памятник мужеству павших. Мужеству, которое они завещали тем, кто живет здесь сегодня и будет жить завтра.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100