Ученики и преподаватели, похоже, уже ничему не удивлялись. Послушно набрасывали на себя куртки, хватали рюкзаки и выбегали на улицу. Часами мерзли на пронизывающем ветру возле оцепленной школы. Вначале вся суета с приездом «скорой», милиции, пожарных, МЧС казалась чуть ли не развлечением, потом все это стало сильно раздражать.
В течение одной недели подобных заведомо ложных сообщений было аж целых три! Развивались все ситуации по одному сценарию: в школе раздавался телефонный звонок и испуганный детский голос сообщал, что через пятнадцать минут школа взлетит на воздух. Увы, ситуация, знакомая сотрудникам милиции до боли. Инспекторам по делам несовершеннолетних хорошо известны побудительные мотивы подобных явлений.
- Это классическое ребячество, помноженное на дух соперничества, - говорит начальник отделения по делам несовершеннолетних отдела милиции «Дальний» майор милиции Нурия Гайнуллина. – Побудительным мотивом такого поступка как правило становится простое желание сорвать контрольную. А уж потом – и покрасоваться перед другими учениками. Мол, вон Петька из шестого «А» сорвал контрольную по химии, а я чем хуже? После чего наступает самый захватывающий, по мнению школьников, момент. Ради чего, собственно, и замышлялось это баловство.
Вот что рассказывали дети, вычисленные и поставленные впоследствии милиционерами на учет за подобные правонарушения. Огромное удовольствие им доставляет наблюдать со стороны, например из окон близстоящей высотки, весь этот переполох. Понаехавшие машины скорой помощи, пожарных, милиции, суетящиеся люди, оцепление. Наибольший восторг почему-то всегда вызывает появление кинолога со служебной собакой. Спаниели, немецкие или восточно-европейские овчарки, видимо, напоминают им цирк или зоопарк.
Пока детишки таким вот образом развлекаются, все задействованные службы терпеливо выполняют свою работу. Затрачиваются силы и средства, уходит время. А самая главная несправедливость в том, что, пока кто-то ждет и не может дождаться «скорую» или милицейский экипаж, страдают по-настоящему попавшие в беду люди. Вместо того чтобы выехать на поимку преступника или к заболевшему человеку представители оперативных служб теряют время возле «заминированных» школ.
За шалости детей придется раскошелиться родителям, и очень даже неплохо. Например, по словам мамы ученика, одной воспитывающей сына, сумма за ущерб, нанесенный ее чадом, составила около 90 тысяч рублей. Бедная женщина долго приходила в себя. Ее сынишку-первоклассника подговорили позвонить о «заминированной» школе старшеклассники.
КОММЕНТАРИЙ
Алина Камалова, старший юрисконсульт УВД Приволжского района Казани:
- Уголовное наказание предусмотрено ст. 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» и влечет следующие санкции: штраф в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительные работы на срок от 1 до 2 лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 3 лет.
Гражданское же законодательство предусматривает возмещение материального вреда. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 25 июля 1998 года №130 «О борьбе с терроризмом» возмещение вреда, причиненного в результате теракта, производится за счет бюджета субъекта РФ, на котором он произошел. Общий размер ущерба определяется из расчета времени, затраченного сотрудниками органов внутренних дел на мероприятия, связанные с отработкой этого сообщения, умноженного на величину часовой оплаты каждого из задействованных сотрудников (включая повышенный размер за работу в ночное время, выходные и праздничные дни) и стоимость использования автомобильной техники.
Обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Например, в случаях со школьниками, то есть с лицами, не достигшими возраста полной гражданской дееспособности, материальную ответственность будут нести представители их интересов (родители, опекуны и т.д.). Кроме того, причинителю вреда законом может быть установлена обязанность выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.