«Звуки под сводом»: у крупнейшего храма Верхнего Услона началась новая жизнь

Молодежный отдел Казанской епархии и приход церкви села Каинки проводят в храме положения Риз Господних три музыкально-краеведческих проекта.

news_top_970_100
Автор фото: Дмитрий Прозоров

Дать храму положения Ризы Господней в селе Тихий Плес Верхнеуслонского района Татарстана новую жизнь – вот какую задачу поставила перед собой молодежь Казанской епархии. Первым шагом на пути к возрождению храма стал выигранный грант Всероссийского конкурса «Православная инициатива-2022».

Как возрождается храм и почему «колокола – не главное»

Теперь, благодаря проекту «Звуки под сводом», внимание общественности, неравнодушных татарстанцев и православных верующих привлечено к одному из крупнейших храмов правого берега Волги в республике. Правда, сейчас у церкви нет колоколов, покосился крест на колокольне, еще нет части окон, а внутри – только кирпичная кладка и чуть видны остатки росписи на сводах, но, как сказал благочинный Верхнеуслонского района РТ игумен Пимен, «колокола – не самое главное. Такое бывает, когда 90 лет храм принадлежал всем и никому. Главное – работы начались, а уже летом, мы надеемся, здесь пройдет первая полноценная Божественная литургия, мы пригласим провести ее архиепископа Казанского и Татарстанского Кирилла».

Фото: © Дмитрий Прозоров

Действительно, в советские годы в церковь, как это водилось, служила складом. В случае в Ризоположенческим храмом – минеральных удобрений. Однако в этом году здесь прошли «трудовые десанты» проекта «Обретение» молодежного отдела Казанской епархии, к которому привлечены и прихожане приходов Казани и района. Теперь о церкви, стоящей холме, среди полей и садоводческих товариществ, но видной с основной дороги, знают очень многие. Здесь началась не только трудовая, но и культурная, духовная жизнь.

Первым шагом стал проект «Звуки под сводом». Это три концерта с предваряющими их экскурсиями с Артуром Тумаковым. Краевед подробно рассказывает о жизни Тихого Плеса, истории храма, которая началась в 1882 году, когда на месте деревянной церкви было выстроено добротное здание из красного кирпича, в стиле эклектика – элементы барокко, позднего классицизма можно увидеть во внешнем оформлении храма. Внутри, к сожалению, ничего не сохранилось – ни икон, ни позолоченных царских врат, ни резного иконостаса.

Фото: © Дмитрий Прозоров

Однако 7 мая все пространство церкви запело – советские песни, музыка Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна и Георгия Свиридова неслись на несколько километров от церкви – окна на первом ярусе пока просто затянуты пленкой. Только на втором ярусе они частично восстановлены благодаря средствам благотворителей.

Акцент на лица и музыка «Надежды»

Концертом-открытием проекта стало выступление камерного оркестра «Ренессанс» под управлением Лидии и Анастасии Илюшкиных. Музыканты назвали концерт «Надежда», по аналогии с фестивалем духовной музыки в Санкт-Петербурге, который они провели в апреле. Для верхнеусловцев они исполнили самые лучшие номера прошедшего фестиваля.  Впереди у проекта – еще два концерта.

– Наш проект «Звуки под сводом» состоят из трех музыкально-просветительских программ. Перед каждым концертом краевед Артур Тумаков проводит экскурсии об истории храма и близлежащих территорий. Он провел титаническую работу в архивах и уже выпустил брошюру «Тихий Плес и Каимки» и собрал самые честные и редкие факты. По мотивам этой книги и проходит экскурс для желающих, а также наша выставка «Судьбы Тихого Плеса». В ней мы акцентируем внимание именно на лица, жителях села – кто строил храм, кто служил в нем.

Фото: © Дмитрий Прозоров

Особенно мне близок священник Дмитрий Шишокин, он был настоятелем храма до 1913 года. В 1918 году его расстреляли, а совсем недавно священник был канонизирован. Вторая часть нашей выставки будет посвящена современникам, их свидетельствам жизни села в новые времена, ведь многие из сегодняшних дачников тоже родились и выросли здесь, в Тихом Плесе, они помнят, как катались здесь, вокруг храма, на велосипедах, какие были улицы.

Какое-то время в селе размещался лагерь старообрядцев, мы их тоже ищем, чтобы собрать свидетельства о храме. Нужно помнить свои корни, именно поэтому мы и ведем активную поисковую и краеведческую деятельность, – рассказала помощник руководителя Молодежного отдела Казанской епархии Ольга Павлова.

Фото: © Дмитрий Прозоров

Ужи-прихожане и слезы радости

В 2022 году у храма появился и настоятель – отец Анатолий (Григорьев). Он рассказал, что молебны уже проходят в восстанавливаемом храме. Однако концерт «Ренессанса» и просветительская экскурсия, как и весь проект «Звуки под сводом», дали новый старт жизни будущего прихода:

– Мы еще не видели в благочинии такого массового мероприятия, посвященного восстановлению святыни, как сегодня. Видно, что люди скучают по празднику, а те, кто сегодня собрался здесь, всем сердцем почувствовали всю красоту духовной жизни и того наследия, которое хранит с верой этот храм. Всех их мы ждем и на престольный праздник Ризоположения 23 июля, когда проведем здесь большое богослужение, надеюсь, и с участием Владыки.

Фото: © Дмитрий Прозоров

Для меня как для священника сегодня было буквально, отдохновение, когда я слушал музыку и видел слезы на глазах гостей нашего праздника. Именно эти слезы радости мы и будем вспоминать, когда начнем служить в храме. Помню, в Исаково я приходил помолиться в разрушенный храм. Вокруг – никого, только ежики зайдут, голуби прилетят.

Помню, во время моей уединенной молитвы в храм два ужа вползли, устроились в уголочке – уже радость, души живые. Потом пришли прихожанки, увидели змей, решили их прогнать – как же, гады в храме Божьем! Я им запретил: «Они первыми пришли!» Когда храм возрождается, и люди начинают друг другу помогать, заботиться друг о друге, знакомясь и начиная дружить семьями.

Фото: © Дмитрий Прозоров

Спасительная «консервация» и новые концерты

Прежде чем взяться за восстановление храма, требуется его консервация, чтобы приостановить разрушение. За это в Ризоположенческом храме отвечает проект «Куда ведут ручьи».

– Чтобы внутрь храма не попадали осадки, влага, не залетали птицы, в первую очередь, мы закрыли окна армированным полиэтиленом. Наверху окна удалось сразу закрыть стеклами, причем, как удалось установить нашему архитектору Степану Новикову, они были с расстекловкой, то есть витражными. Мы повторили рисунок и в центре окна оказался витраж в виде креста. Новые рамы, как и были в оригинале, мы поставили деревянные, не пластиковые. Причем, мастера, которые занимались окнами, так были тронуты своей миссией восстановления святого места, что сделали всю работу на благотворительной основе.

Фото: © Дмитрий Прозоров

Кроме того, мы собрали «родной» камень, местная известняковая порода, которым был отделан храм изнутри. Пока сложили его бережно, чтобы потом выложить пол в алтаре и на амвоне. Удалось восстановить боковую входную группу – одна из колонн была разрушена, сам же вход был просто железным листом закрыт. Мы восстановили колонну так, чтобы она точно соответствовала оригиналу. Для этого камни наш мастер обтачивал вручную, – поделилась одна из соавторов проекта «Куда ведут ручьи» Анастасия Ветлугина.

Понятно, что восстановление храма займет не один год. Пока же – проект «Звуки под содом» продолжается.13 июня в храме зазвучит пение Древней Руси и Византии от ансамбля Богородице-Успенского Свияжского мужского монастыря. В программе 23 июля – духовные стихи и песни от ансамбля «Духов день».

  • Дмитрий Прозоров

    Дмитрий Прозоров

  • Дмитрий Прозоров

    Дмитрий Прозоров

  • Дмитрий Прозоров

    Дмитрий Прозоров

  • Дмитрий Прозоров

    Дмитрий Прозоров

  • Дмитрий Прозоров

    Дмитрий Прозоров

  • Дмитрий Прозоров

    Дмитрий Прозоров

news_right_column_240_400