Дать храму положения Ризы Господней в селе Тихий Плес Верхнеуслонского района Татарстана новую жизнь – вот какую задачу поставила перед собой молодежь Казанской епархии. Первым шагом на пути к возрождению храма стал выигранный грант Всероссийского конкурса «Православная инициатива-2022».
Как возрождается храм и почему «колокола – не главное»
Теперь, благодаря проекту «Звуки под сводом», внимание общественности, неравнодушных татарстанцев и православных верующих привлечено к одному из крупнейших храмов правого берега Волги в республике. Правда, сейчас у церкви нет колоколов, покосился крест на колокольне, еще нет части окон, а внутри – только кирпичная кладка и чуть видны остатки росписи на сводах, но, как сказал благочинный Верхнеуслонского района РТ игумен Пимен, «колокола – не самое главное. Такое бывает, когда 90 лет храм принадлежал всем и никому. Главное – работы начались, а уже летом, мы надеемся, здесь пройдет первая полноценная Божественная литургия, мы пригласим провести ее архиепископа Казанского и Татарстанского Кирилла».
Действительно, в советские годы в церковь, как это водилось, служила складом. В случае в Ризоположенческим храмом – минеральных удобрений. Однако в этом году здесь прошли «трудовые десанты» проекта «Обретение» молодежного отдела Казанской епархии, к которому привлечены и прихожане приходов Казани и района. Теперь о церкви, стоящей холме, среди полей и садоводческих товариществ, но видной с основной дороги, знают очень многие. Здесь началась не только трудовая, но и культурная, духовная жизнь.
Первым шагом стал проект «Звуки под сводом». Это три концерта с предваряющими их экскурсиями с Артуром Тумаковым. Краевед подробно рассказывает о жизни Тихого Плеса, истории храма, которая началась в 1882 году, когда на месте деревянной церкви было выстроено добротное здание из красного кирпича, в стиле эклектика – элементы барокко, позднего классицизма можно увидеть во внешнем оформлении храма. Внутри, к сожалению, ничего не сохранилось – ни икон, ни позолоченных царских врат, ни резного иконостаса.
Однако 7 мая все пространство церкви запело – советские песни, музыка Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна и Георгия Свиридова неслись на несколько километров от церкви – окна на первом ярусе пока просто затянуты пленкой. Только на втором ярусе они частично восстановлены благодаря средствам благотворителей.
Акцент на лица и музыка «Надежды»
Концертом-открытием проекта стало выступление камерного оркестра «Ренессанс» под управлением Лидии и Анастасии Илюшкиных. Музыканты назвали концерт «Надежда», по аналогии с фестивалем духовной музыки в Санкт-Петербурге, который они провели в апреле. Для верхнеусловцев они исполнили самые лучшие номера прошедшего фестиваля. Впереди у проекта – еще два концерта.
– Наш проект «Звуки под сводом» состоят из трех музыкально-просветительских программ. Перед каждым концертом краевед Артур Тумаков проводит экскурсии об истории храма и близлежащих территорий. Он провел титаническую работу в архивах и уже выпустил брошюру «Тихий Плес и Каимки» и собрал самые честные и редкие факты. По мотивам этой книги и проходит экскурс для желающих, а также наша выставка «Судьбы Тихого Плеса». В ней мы акцентируем внимание именно на лица, жителях села – кто строил храм, кто служил в нем.
Особенно мне близок священник Дмитрий Шишокин, он был настоятелем храма до 1913 года. В 1918 году его расстреляли, а совсем недавно священник был канонизирован. Вторая часть нашей выставки будет посвящена современникам, их свидетельствам жизни села в новые времена, ведь многие из сегодняшних дачников тоже родились и выросли здесь, в Тихом Плесе, они помнят, как катались здесь, вокруг храма, на велосипедах, какие были улицы.
Какое-то время в селе размещался лагерь старообрядцев, мы их тоже ищем, чтобы собрать свидетельства о храме. Нужно помнить свои корни, именно поэтому мы и ведем активную поисковую и краеведческую деятельность, – рассказала помощник руководителя Молодежного отдела Казанской епархии Ольга Павлова.
Ужи-прихожане и слезы радости
В 2022 году у храма появился и настоятель – отец Анатолий (Григорьев). Он рассказал, что молебны уже проходят в восстанавливаемом храме. Однако концерт «Ренессанса» и просветительская экскурсия, как и весь проект «Звуки под сводом», дали новый старт жизни будущего прихода:
– Мы еще не видели в благочинии такого массового мероприятия, посвященного восстановлению святыни, как сегодня. Видно, что люди скучают по празднику, а те, кто сегодня собрался здесь, всем сердцем почувствовали всю красоту духовной жизни и того наследия, которое хранит с верой этот храм. Всех их мы ждем и на престольный праздник Ризоположения 23 июля, когда проведем здесь большое богослужение, надеюсь, и с участием Владыки.
Для меня как для священника сегодня было буквально, отдохновение, когда я слушал музыку и видел слезы на глазах гостей нашего праздника. Именно эти слезы радости мы и будем вспоминать, когда начнем служить в храме. Помню, в Исаково я приходил помолиться в разрушенный храм. Вокруг – никого, только ежики зайдут, голуби прилетят.
Помню, во время моей уединенной молитвы в храм два ужа вползли, устроились в уголочке – уже радость, души живые. Потом пришли прихожанки, увидели змей, решили их прогнать – как же, гады в храме Божьем! Я им запретил: «Они первыми пришли!» Когда храм возрождается, и люди начинают друг другу помогать, заботиться друг о друге, знакомясь и начиная дружить семьями.
Спасительная «консервация» и новые концерты
Прежде чем взяться за восстановление храма, требуется его консервация, чтобы приостановить разрушение. За это в Ризоположенческом храме отвечает проект «Куда ведут ручьи».
– Чтобы внутрь храма не попадали осадки, влага, не залетали птицы, в первую очередь, мы закрыли окна армированным полиэтиленом. Наверху окна удалось сразу закрыть стеклами, причем, как удалось установить нашему архитектору Степану Новикову, они были с расстекловкой, то есть витражными. Мы повторили рисунок и в центре окна оказался витраж в виде креста. Новые рамы, как и были в оригинале, мы поставили деревянные, не пластиковые. Причем, мастера, которые занимались окнами, так были тронуты своей миссией восстановления святого места, что сделали всю работу на благотворительной основе.
Кроме того, мы собрали «родной» камень, местная известняковая порода, которым был отделан храм изнутри. Пока сложили его бережно, чтобы потом выложить пол в алтаре и на амвоне. Удалось восстановить боковую входную группу – одна из колонн была разрушена, сам же вход был просто железным листом закрыт. Мы восстановили колонну так, чтобы она точно соответствовала оригиналу. Для этого камни наш мастер обтачивал вручную, – поделилась одна из соавторов проекта «Куда ведут ручьи» Анастасия Ветлугина.
Понятно, что восстановление храма займет не один год. Пока же – проект «Звуки под содом» продолжается.13 июня в храме зазвучит пение Древней Руси и Византии от ансамбля Богородице-Успенского Свияжского мужского монастыря. В программе 23 июля – духовные стихи и песни от ансамбля «Духов день».