Татарстанские власти пролили свет на то, как будут действовать QR-коды в республиканском транспорте. Как и ожидалось, непривитые пассажиры теперь будут передвигаться просто-напросто пешком. У невакцинированных граждан старше 60 лет будет приостановлено действие транспортных карт. Исключение составят пассажиры с медотводом.
Казалось бы, решение уже есть с выходных, но сегодня специально созданная рабочая группа орасписала, как будет осуществляться допуск пассажиров в автобусы. Правда, к этому почему-то ни в одном республиканском министерстве оказались не готовы. Из Минцифры РТ журналистов «КВ» отправили в Минтранс республики, а оттуда в МВД. Только там нам сказали, что они этим тоже не занимаются.
Пока известно лишь то, что проверку QR-кодов в транспорте должны осуществлять кондукторы. Только как им это делать в условиях большого пассажиропотока и отсутствия свободных рук и технических средств?
В период настоящего локдауна столица Татарстана, как и многие другие города республики, уже наблюдала парад человеческих заторов. Тогда на въезде в город, приезжающих встречали сотрудники ГИБДД, проверявшие справки и смски с разрешением на передвижение, из-за чего образовывались огромные пробки. Какие заторы возникнут сейчас, когда проверки коснуться абсолютно каждого человека в транспорте, особенно в час-пик, даже страшно представить.
К чему приведет борьба за спасение жизни татарстанцев, что про это говорят перевозчики, кондуктора и ведомства, читайте в нашем материале.
«Каждый день большое количество семей теряет своих родителей»
После оглашения решения о введении QR-кодов в транспорте по поручению Президента Татарстана была создана рабочая группа, которую возглавил первый вице-премьер республики Рустам Нигматуллин. Именно эта группа проработала вопросы реализации поручения совместно с профильными министерствами, а также представителями отрасли, рассказала на сегодняшнем брифинге руководитель пресс-службы Президента РТ Лилия Галимова.
Документ был обнародаван сегодня после обеда. Согласно постановлению, с 22 ноября, чтобы воспользоваться общественным транспортом, жителям республики необходимо будет предъявить QR-код. Изменения коснуться не только городских автобусов или трамваев. Пригородный и межмуниципальный транспорт также попадает под антиковидные меры.
Допуск будет осуществляться при предъявлении следующих видов кода:
- QR-код, полученный на портале Госуслуг (выдается прошедшим полный курс вакцинации; переболевшим COVID-19);
- QR-код о наличии медотвода (на базе Министерства здравоохранения Республики Татарстан разрабатывают единый QR-код, который будут выдавать жителям республики, имеющим медицинский отвод от вакцинации).
Рустам Минниханов особо обратил внимание на возможность использовать не только электронную версию QR-кода, но и бумажную. Такую форму справки выдают в МФЦ по обращению жителей республики. Проверка всех этих документов будет осуществляться силами перевозчиков в момент посадки пассажиров, отметила Лилия Галимова.
Она добавляет, что, по решению Президента, перевозчикам в случае необходимости, будет предоставлена субсидия на приобретение технических средств для проверки QR-кодов. Задумались о возможных убытках перевозчиков, добавив, что в случае сокращения пассажиропотока Правительство РТ предоставит выплаты.
Введение более жестких ограничений Галимова объяснила ростом смертности от коронавируса в Татарстане. По ее словам, чаще всего погибают пожилые люди, поэтому властям ничего не остается как вводить все новые и новые запреты.
«Давайте не будем давать оценку, нужны или не нужны были нерабочие дни в республике. В Татарстане были приняты самые жесткие меры для того, чтобы максимально сохранить жизни людей, сейчас речь уже идет не просто о сохранении здоровья граждан. На что точно стоит обратить внимание – это то, что Президент говорил о статистике, которая связана со смертностью, 85% людей, которые умирают от ковида, — это категория 60+. Мы видим, как каждый день большое количество семей теряет своих родителей», — сказала Галимова.
Ситуация с количеством заболевших и умерших от ковида в Татарстане остается тяжелой, но все принятые меры направлены на спасение жизни людей, подчеркнула она.
«Когда появятся конкретные решения, тогда и будем разговаривать»
Редакция «КВ» решила выяснить у профильных министерств, как будет осуществляться проверка кодов в транспорте и не приведет ли все это к масштабному пассажирскому и автобусному коллапсу. Ведь, по словам Галимовой, они тоже участвовали в разработке вариантов решения «QR-вопроса».
Известно, что система по проверке кодов работает медленно и порой занимает очень долгое время. Это уже было хорошо показано на примере торговых центров, когда эта процедура приводила просто к очередям на входе.
Казалось бы Минцифры РТ вполне могло бы разработать более удобную программу для считывания кодов, которая не приводит к таким долгим задержкам. Однако там «КВ» объяснили, что в принципе не собираются этим заниматься и помогать республике в этом вопросе не намерены.
«Мы за транспорт не отвечаем. Никакой системы проверки в автобусах мы не делаем. Скорее всего, код считывать [будут] с телефона. Минтранспорта организовывают процесс проверки документов. Мы технари, программист „кодит«, а процесс проверки кодов осуществляется Минтранспортом», — сказал нашему изданию управляющий делами ведомства Рамис Галимов.
Но в министерстве транспорта Республики Татарстан тоже не смогли сказать, кто этим будет заниматься и что будет на этот счет разрабатываться и будет ли вообще.
«У министерства нет надзорно-контрольных функций. Видимо, Оперштаб разработает и распределит обязанности, потому что у нас нет права проверять. Либо ГИБДД, либо полиция должна», — комментируют в ведомстве.
К слову, в МВД, куда мы также обратились по совету Минтранса РТ, от своей причастности к проверке QR-кодов «открестились». В неведении остаются и сами перевозчики, там пока представления, как справляться с проверкой кодов, нет.
Так, в предприятии «Байлык» пока просто не могут прокомментировать данные нововведения. Поскольку сами сотрудники не знают, как будет проходить проверка QR-кодов. В пассажирском автотранспортном предприятии № 4 комментировать ситуацию и вовсе отказались. «Я не могу вам ничего сказать», — ответила сотрудник ПАТП.
Как правило голосом «страдающих» перевозчиков выступает их председатель — Сергей Темляков. На момент выхода постановления он сказал, что его еще нужно прочитать и полностью с ним ознакомиться. Он попросил перезвонить ему в пять вечера, что мы и сделали. Однако любящий рассказывать про боль и страдание автотранспортников трубку в назначенное время так и не взял. Возможно, Темляков по-прежнему был занят изучением документа.
Куда сговорчивее Темлякова оказался генеральный директор челнинской компании «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин. Нашему изданию он заявил, что в челнинских автобусах проверять QR-коды будет некому.
«Я из него [водителя] сделал водителя-кондуктора, а сейчас еще он будет коды проверять. А кто будет машиной управлять? Вопросов больше, чем ответов», — комментирует введение проверки QR-кодов в общественном транспорте республики Николай Тятюшкин.
Набережные Челны обслуживаются автобусами малой и средней вместимости. И если даже в Казани, где курсируют автобусы большой вместимости, иногда отсутствуют кондуктора, то в автограде эта проблема ощущается особенно остро, отмечает Тятюшкин.
«Даже в больших [автобусах] не везде есть кондуктора, а у нас их вообще нет. Значит, вопрос о кондукторах выпадает тоже» — подчеркнул перевозчик.
В МУП «Метроэлектротранс» также отказались комментировать введение QR-кодов для пользования городским транспортом.
«Сейчас нет никаких решений по этому поводу, поэтому никаких комментариев пока не будет. Когда появятся конкретные решения, тогда и будем разговаривать», — ответили в пресс-службе предприятия.
«Кондукторы должны за это из своего кармана расплачиваться?»
Редакция «КВ» решила обратиться и к кондукторам. Вопросов к нововведениям у них масса. Когда проверять QR-код у пассажиров? До посадки или во время движения? Каким образом кондукторы будут это осуществлять? Кто оплатит убытки предприятиям?
«Если проверять до [посадки], то время посадки автоматически увеличится, и мы, соблюдая график, вынуждены будем оставлять часть пассажиров на остановке. Если во время движения, то как требовать выйти у пассажира, непредъявившего QR-код?» — негодует кондуктор Раиля Мутыгуллина.
Собеседница рассказывает, что их АТП «основательно трясет» еще с середины октября, как только начались первые ограничения, связанные с ковидом. Пассажиропоток снизился, отсюда невыполнение планов и долги кондукторов перед предприятием.
Мнения других кондукторов по этому вопросу сильно не отличаются. Работник маршрута № 35а уверен, что жителей города ждет транспортный хаос.
«Мы не знаем, как будем работать и как весь процесс будет происходить. Нам никто и ничего не сообщает. Будет сплошной бардак», — говорит мужчина.
«Между нами, кондукторами, говорят, что за этим будет следить полиция, и мы в этом участвовать не будем. Но если мы будем участвовать в этом, то это дополнительная работа. Людей в автобусе точно будет меньше», — предполагает кондуктор автобуса №4.
Перевозчиков может утешить только выделение субсидии от перевозчиков от правительства республики в случае, если пассажиропоток у них сократится и выручка, следовательно, тоже.
До введения этих вынужденных мер еще время, а значит, еще есть возможность профильным ведомствам и перевозчикам разработать удовлетворяющих всех решения. Татарстанцы тоже могут приложить усилия. ведь ужесточение мер было объявлено до «улучшения эпидситуации», а значит, поход за прививкой и следование правилам пандемийной безопасности может значительно сократить период неудобств. Пока же Татарстана который день ставит антирекорды по заболевшим.