Получать жалкие крохи, конечно, обидно всем. Но думается, больше всего от этого страдают представители сильного пола. Ведь мужчина во все времена был главным добытчиком и кормильцем в семье. А как обстоят с этим дела сегодня?
- В советские годы я был одним из самых высокооплачиваемых людей в республике, - признался известный ученый, академик, попросивший не называть его имени. - Мой ежемесячный доход составлял около 2 тысяч рублей. Ясно, что я мог позволить себе все или почти все. Сегодня в науке иные времена. Стыдно сказать, но мой оклад нынче равен скромным четырем с половиной тысячам рублей, ну и еще две-три тысячи доплачивают из средств, собираемых со студентов платных отделений. Конечно, мои 7 тысяч больше, чем зарплата учителя или врача, но все равно я считаю себя бедным человеком...
Другой собеседник, назвавшийся Александром, когда-то работал радиомонтажником на одном из оборонных казанских предприятий. Деньгу зашибал немерено: мог, например, за год скопить на «Жигули».
- А сегодня я работаю на другом заводе слесарем КИП, а мой «голый» оклад составляет всего две тысячи рублей, с премией выходит около четырех, - с горечью говорит 58-летний мужчина. - Раньше в дни получки жена меня на руках носила, а теперь ворчит. Да если еще, извините, в постели «промахнешься», вообще звереет. Ищи, говорит, нормальную работу. А где ее найдешь в мои годы? Вот и приходится терпеть...
Надо ли говорить, что мужчины, получающие скромную зарплату (а таких, по данным опросов, в нашем обществе более 70 процентов!), испытывают постоянные стрессы. А как наш российский мужик снимает стресс? Ну конечно же, водочкой, которая, как известно, до добра не доводит. Пал ее жертвой и Ханиф Мубаракзянов, с ним мы познакомились на рынке, где бывший инженер развозит на тележках торгашам товар.
- С моими знаниями и опытом я бы мог давно найти хорошую работу. Да только кому нужен пьющий инженер? Теперь вот тут вкалываю за копейки, жена ушла, дети со мной тоже не знаются - кому я такой нужен?
Многие казанские мужчины, с которыми мне довелось разговаривать на эту тему, откровенно стеснялись назвать свои реальные доходы «на диктофон». Но, как говорится, без записи, все они: и рабочие, и служащие, и предприниматели, и военные, и сотрудники милиции - в один голос заявляли, что не удовлетворены денежным содержанием. А кое-кто даже признался, что страдает из-за этого комплексом мужской неполноценности.
- Ну разве это дело, когда жена зарабатывает больше мужа! - возмущался один из них. - Я вкалываю у станка за четыре тысячи, а она за прилавком получает почти в два раза больше. Да и вообще, с этой мизерной зар-платой я уже давно себя чувствую человеком второго сорта...
Впрочем, есть у нас и другие мужчины, которым удалось удержаться на плаву в непростые годы перемен и подняться на перестроечной волне, что называется, до небес. Наиболее состоятельные из них имеют свое дело, руководят крупными предприятиями или их подразделениями, а их ежемесячные доходы исчисляются не одним десятком, а то и сотней тысяч рублей. Один мой знакомый бизнесмен как-то признался, что зар-плату жене он приносит... в авоське.
Многие годы советская идеологическая машина вдалбливала в наши головы изначально сомнительную мысль о том, что счастье человека заключается не в деньгах, а в иных ценностях. А сегодня любой школяр вам скажет, что счастье во многом зависит... нет, не от денег, разумеется, а от их количества! А посему в этот праздничный день хочется от души пожелать всем мужчинам такой зарплаты, с которой было бы не стыдно называть себя не только настоящим мужем и главой семьи, но и защитником Отечества.
Владимир МУЗЫЧЕНКО.