В Казань привезли выставку, посвященную знаменитому ледоколу

В минувшую пятницу в филиале Национального музея РТ - Музее-мемориале Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. прошло открытие выставки «Ледокол «Красин» - основные исторические вехи». Побывал там и корреспондент «КВ».

news_top_970_100
Автор фото: Владислав Косолапкин

Выставка подготовлена музеем «Ледокол «Красин», филиалом Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге, и посвящена истории легендарного судна, символизирующего целую эпоху в истории нашей страны.

В экспозиции представлен 61 предмет, включая личные вещи, дневники, книги, судовое оборудование, архивные материалы, переданные членами экипажа, и предметы, связанные с историей Арктики.

- У нас большая многонациональная страна, знаковые исторические события объединяли очень разных людей, - отметила заведующая научно-фондовым отделом музея «Ледокол «Красин» Мария Растегина. - На ледоколе служили представители разных регионов и республик, включая татарстанцев. Арктика и ее исследования могут захватить любого человека. Главное - мечтать, стремиться открыть что-то новое.

История ледокола «Красин» охватывает более 100 лет. За это время наша страна прошла тернистый путь, участником многих событий стало это судно.

Первоначально ледокол носил имя «Святогор», он был заложен в 1916 году в английском Ньюкасле. В то время Европу разрывала Первая мировая война, Россия остро нуждалась в поставках союзников через Белое море. Важную роль в этом процессе играл ледокольный флот.

Прототипом «Святогора» стал построенный ранее «Ермак», однако новое судно превосходило предшественника по всем параметрам. Кстати, куратором строительства от Российской империи стал выдающийся инженер и писатель Евгений Замятин.

«Святогор» был спущен на воду 31 марта 1917 года, когда в стране уже случилась Февральская революция. Уже в следующем году ледокол принимал участие в обороне Архангельска от высадки интервентов Антанты. Тогда было принято решение затопить судно, чтобы не позволить войти противнику в устье Северной Двины. Но город все же был захвачен, значительная часть команды «Святогора», включая капитана Николая Дрейера, была расстреляна англичанами.

- Капитан и команда оставались людьми присяги, они не могли не выполнить приказ, - рассказала Мария Растегина. - Но покинуть судно было тяжело для них. Чтобы сохранить чувство причастности к «Святогору», многие захватили что-то на память. Один из таких предметов представлен на выставке - это вилка с надписью «Святогор».

Англичане подняли ледокол и отремонтировали его. В 1920 году судно под британским флагом участвовало в операции по спасению ледоходного парохода «Соловей Будимирович», который застрял во льдах. На его борту находились 85 человек, в том числе женщины и дети. Советское правительство выплатило значительную сумму британцам за проведение этой операции. После этого последовали длительные переговоры о возвращении «Святогора» СССР, ими руководил торговый представитель страны в Великобритании Леонид Красин. Советский флаг поднялся над ледоколом в 1921 году, тогда же он был переименован в «Красин».

После этого судно приняло участие во многих важных операциях ледоходного флота страны. Одним из наиболее выдающихся эпизодов в его истории стало спасение экспедиции известного итальянского полярника-дирижаблестроителя Умберто Нобиле. Тот со своей командой из 16 человек отправился в сложнейшую экспедицию, маршрут которой проходил через районы Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, Северной Земли, Гренландии и Канадского Арктического архипелага. Ее финалом должна была стать высадка группы на Северном полюсе.
Однако их планы перечеркнула авария, 25 мая 1925 года выжившие 9 членов команды дирижабля оказались на льдине. Итальянское правительство обратилось к советскому с просьбой организации миссии спасения. Так 16 июня «Красин» отправился в сложнейшую спасательную экспедицию. Команда успешно справилась с задачей, 5 октября выживших полярников доставили в Ленинград. А «Красин» приобрел мировую известность.

За десятилетия службы ледокол доставил несчетное количество грузов. В 50-х годах он был отправлен на модернизацию в ГДР, после которой продолжил службу до конца 80-х. К счастью, на этом история «Красина» не закончилась - легендарный ледоход превратили в музей.

  • Бинокль Bausch & Lomb, футляр к нему,  полевая сумка-планшет офицера РККА

    Бинокль Bausch & Lomb, футляр к нему, полевая сумка-планшет офицера РККА

  • Диплом капитана дальнего плавания Михаила Гавриловича Маркова, много лет служившего на «Красине»

    Диплом капитана дальнего плавания Михаила Гавриловича Маркова, много лет служившего на «Красине»

  • Вилка с надписью «Святогор», которую член команды взял на память перед затоплением ледокола

    Вилка с надписью «Святогор», которую член команды взял на память перед затоплением ледокола

  •  Фотоаппарат Balda, компас, анемометр и барограф

    Фотоаппарат Balda, компас, анемометр и барограф

  • Банки из-под американских консервов, ложка из США  и каска из Великобритании

    Банки из-под американских консервов, ложка из США и каска из Великобритании

  • Гильза от снаряда (76 мм) орудия американского  транспортного конвоя, 1945 г.

    Гильза от снаряда (76 мм) орудия американского транспортного конвоя, 1945 г.

news_right_column_240_400