В Казани арестовали школьника, угрожавшего оружием одноклассникам и учительнице

В минувший понедельник в казанской гимназии №7 произошел печальный инцидент - старшеклассник пришел на урок литературы, вооружившись кухонным ножом и пневматическим пистолетом.

news_top_970_100

К счастью, обошлось без жертв, и молодой человек был задержан правоохранительными органами.
Уже на следующий день на сайте Следственного комитета РФ появилось сообщение о возбуждении уголовного дела следующего содержания:

«Утром 13 мая 2019 года в городе Казани 17-летний подросток, вооруженный ножом и пневматическим пистолетом, пришел в гимназию №7, зашел в класс, достав оружие, сел за стол учителя и препятствовал ученикам покинуть помещение. В дальнейшем он был задержан. В результате действий подростка никто из учеников не пострадал. По данному факту следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан возбуждено уголовное дело по ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы).

Проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего. В рамках расследования уголовного дела также будет дана правовая оценка действиям администрации школы, не обеспечившей безопасность в учебном учреждении. Расследование уголовного дела продолжается».

Реакция

На месте событий вскоре оказалась Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Гузель Удачина. В дальнейшем она прокомментировала события для ИА «Татар-информ»:
- Я не могу рассказать всего, что он мне рассказал, но, исходя из того, что мы с ним обсудили, совершенно ясно, что ребенок находился в депрессивном состоянии достаточно долгое время. В итоге все его переживания вылились в такой поступок. Другого выхода он не нашел. К сожалению, он ни к кому не обратился, чтобы обсудить свою проблему - ни к родителям, ни к друзьям. Он остался один на один со своей проблемой. Главная причина того, что произошло, - это то, что в семье ребенок не нашел поддержки. Если бы он обратился к родителям со своей проблемой, и эта тема была бы проговорена, я думаю, что этого бы не произошло.

Аналогичного мнения придерживается и министр по делам молодежи РТ Дамир Фаттахов, опубликовавший пост в Instagram: «Агрессия - самый яркий маркер беспомощности и отчаяния. У взрослых это бессознательное признание своего поражения, у подростков - всегда крик о помощи. Мы, взрослые, не всегда замечаем, что подростки попадают под непосильное порой на них давление: проблемы с учебой, требования общества соответствовать его нормам, отношение сверстников, наши амбиции на их счет. На это накладывается сложнейшая гормональная перестройка, изменения психики ребенка, из-за которых все переживания проходят острее. Одна из значимых задач для нас, взрослых, научить детей распознавать свои эмоции, создать для них среду, где ребенок мог бы проживать и проговаривать их. Не списывать всю вину на интернет, а дать понять, что быть иногда в отчаянии - нормально, просить о помощи - нестыдно, и что все мы время от времени нуждаемся в поддержке. И, конечно, осуществлять эту поддержку - не навязываться, не осуждать, а уметь слышать и помогать найти выход в любой ситуации.

Свою оценку событий в ходе брифинга Правительства РТ дал министр образования и науки РТ Рафис Бурганов. В своем выступлении он отметил необходимость всестороннего изучения произошедшего инцидента.

- Конечно, мы отрицательно относимся к факту, который случился, хотя надо разбираться в причинах. Безусловно, вместе со следственными органами мы будем этим заниматься. Не только специалисты-силовики должны это делать, но и психологи, чем они уже занимаются. Мы провели совещание, разбираемся в причинах. Думаю, что эти процессы подлежат более глубокой проработке. Я был в школе после этого происшествия, когда парня выводили. На мой взгляд, это глубочайшая ошибка в его жизни, и она печально для него закончилась, - цитирует министра ИА «Татар-информ».

Мнение специалистов

Сложно сказать, что подвигло парня на подобный поступок. В социальных сетях озвучиваются версии о несчастной любви и возможном срыве на фоне школьной муштры. Впрочем, достоверно утверждать что-либо на данный момент представляется маловозможным.

Корреспонденты «КВ» попросили высказаться по этому вопросу специалистов-психологов.

Сергей Петрушин, доктор психологических наук, профессор, психотерапевт Европейского реестра:
- Все эти проявления могут иметь причину отсутствия целостного воспитания. Детям чаще рассказывают про физическое здоровье и социальную успешность. Во власти все больше людей, которых называют технократами.
Но тут мы недалеки от животных, там тоже биология и социальные навыки. Человека делает человеком третья составляющая, а именно - духовная, душевная. Драматические, если не трагические, процессы современной цивилизации, когда духовная часть человека вытесняется. Немного пробуют говорить про эмоциональный интеллект и т.д., но и то в плане бизнеса. Происшедшее - следствие духовного кризиса ребенка, который приобрел такую уродливую форму. Этот кризис часто является причиной разрушения семей, депрессий, алкоголизма. Душа не получает пищу, не раскрывается в позитив, и в итоге выбирает деструкцию.

Эндже Латыпова, кандидат психологических наук, директор Научного образовательного центра практической психологии, этнопсихологии и психологии межкультурной коммуникации института психологии и образования КФУ:
- В этом возрасте молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение, осмысленно руководить им. Этот период именуется периодом личностно-профессионального определения, и является наиболее сложным в жизни. В этот момент преобладает неудовлетворенность потребностей и желаний в реальной жизни, но они легко воплощаются в фантазиях, поэтому воображение в ряде случаев приносит успокоение и снимает напряженность, устраняя внутренний конфликт. Поэтому подросток прячет свои фантазии как сокровенную тайну. Подросток примеряет на себя роль, нередко бросая вызов учителям и родителям. Идет переключение постоянного общения с учителей и родителей на друзей, являющихся для него авторитетами. Возможно, в случившемся инциденте молодой человек выбрал для себя не совсем конструктивные образы, включая тот, что продемонстрировал.

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что Ново-Савиновский районный суд Казани отправил десятиклассника казанской гимназии под домашний арест на два месяца, до 13 июля. Молодому человеку запрещено покидать место жительства, за исключением посещения медицинских учреждений, также запрещено пользоваться телефоном и интернетом. Адвокат школьника сообщил, что учебу его подзащитный продолжит на дому.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100