Международный уровень без зарубежных мастеров
В Казань съехались художники, работающие над шамаилями в разных техниках – от привычного классического на стекле до необычных композиций с использованием разных языков. Всего – 32 участника из Татарстана, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Башкирии, которые представили более 200 работ.
Прошлый год и первый фестиваль «Шамаиль-арт» показал, сколь интересна и востребована тема у современного культурного человека, и где, как не в Казани показать шамаиль дня прошлого и дня сегодняшнего, который пришел к нам из Турции и теперь создается в разных уголках России.
«Первый «Шамаиль-арт» прошел несколько робко, мы тогда просто нащупывали интерес к предложенной тематике. Работ и участников было несравнимо меньше, правда, тогда была и международная нотка – из Турции нам удалось пригласить через полпредство художника-каллиграфа Левента Карадумана. В этот раз по понятным причинам мы представляем только российских мастеров. Я считаю, что это тоже замечательно – все они показали международный уровень мастерства. Мы очень хотели включить в выставку историческую живопись, но, несмотря на просторные помещения галереи, она просто не поместилась.
Нам вообще очень не хватает экспозиционных площадей, пусть мы и располагаем тремя зданиями. На них мы проводим до 90 проектов в год, но хочется показать больше, тем паче, что и художники есть, готовые выставляться», – рассказала директор Государственного музея изобразительных искусств Татарстана Розалия Нургалеева.
К слову, она заранее анонсировала выставку памяти Шамиля Шайдуллина «Я жив», которая откроется в день его рождения 3 августа в национальной галерее «Хазинэ».
Шамаили советских лет
Возвращаясь к шамаилям, стоит отметить, что из фондов музея на экспозиции представлены несколько каллиграфий Баки Урманче. Институт Марджани добавил к ним рукописи и комментарии мэтра, датируемые концом XIX – началом XX веком. Далее посетитель может проследить путь развития искусства шамаиля в России. Интересно отметить, что и в советские годы художники продолжали создавать каллиграфические работы на духовную тему: на дереве, стекле, в технике вышивки и аппликации.
«Часто спрашивают, почему классический шамаиль выполнялся мастерами-ремесленниками росписью на стекле? Казалось бы, в деревне, да и для городского жителя это дорогостоящий материал. Удивительно, но холстина была дороже стекла! Целью нашей выставки «Традиции и новации» было проследить развитие шамаиля с конца позапрошлого века, через годы советской власти к нашим дням.
Так, например, особого внимания заслуживают печатные шамаили начала XX века из собрания московского Фонда Марджани. Прежде всего, это уникальная коллекция народного мастера Бикмуратова Габдельхак хазрата, который жил и работал в селе Шали. Около 10 его шамаилей сохранились в частных коллекциях. Как подходят к теме современные художники, можно увидеть в наших залах. Если век назад шамаиль – это, прежде всего, каллиграфия, то сегодня к ней присоединился рисунок.
Обратите внимание, как разняться шамаили в разных регионах: в Уфе, например, это актуальное искусство с использованием арабографических тем, сюжетов, форм. В Татарстане же шамаиль развивается как классическое искусство, согласно дореволюционным традициям. Однако в целом мы видим, что современные художники-каллиграфы любят экспериментировать: с формами, техниками, самой подачей текста. Появились рисунки-шамаили, есть абстракции, объемные изображение и использование декоративно-прикладного искусства. Мы видим использование не только арабского языка, но и латиницы, кириллицы, даже рун», – отметила искусствовед, главный научный сотрудник ГМИИ РТ и сокуратор выставки Дина Ахметова.
К мужскому искусству присоединились дамы
Еще один момент подмечен искусствоведом. Если ранее шамаили писали исключительно мужчины, то сегодня им увлеклись и женщины. Художницы глубоко погружены не только в искусство, но и в религию. Они тщательно изучают ислам и исповедуют его, даже на выставку многие пришли в хиджабах и национальных одеждах.
Челнинская художница Чулпан Шарифуллина предпочитает работать в традиционной технике – роспись темперой и тушью на стекле с использованием фольги, – но с использованием современных изобразительных средств. Так, например, ее шамаиль «Прекрасные имена Аллаха» – это, по сути, натюрморт с букетом цветов. Все дело в том, что тюльпан в мусульманской религиозной традиции неразрывно связан с главным именем Бога, который на арабском языке обозначается словом «Аллах», а роза стала символом благословенного Пророка Мухаммада.
«Я увлеклась искусством шамаиля в начале нулевых годов. Закончила художественную школу, затем художественно-графический факультет пединститута. Первые шамаили были небольшими, в традиционном стиле. Постепенно, изучая религию и отучившись в медресе Мухаммадия, я стала все глубже погружаться в тему.
Использую старинную технику мастеров прошлых веков, единственное, что меня отличает от них – краски использую не масляные, а акриловые. Я беру строки из Корана и иллюстрирую их – не каждый может прочесть, а мне очень хочется через рисунок донести смысл священных стихов. На одну работу у меня уходит примерно год, я вынашиваю ее, как ребенка. Конечно, делаю их не на продажу, но, если кто-то просит, продаю или делаю на заказ, – поделилась с «Казанскими ведомостями» Чулпан Шарифуллина.
Модные показы и мультимедиа
Весь первый этаж ГСИ посвящен проекту заслуженного художника Республик Башкортостан и Татарстан Рината Миннибаева «Путь Фадлана» из коллекции Фонда Марджани. Это не шамаили, но вся экспозиция посвящена тюркской теме. Кроме того, впервые в Казани будет представлен уникальный видеопроект «Молельные коврики», созданный российским ученым-антропологом, директором фонда развития научных и культурных проектов Al Maqam Санкт-Петербурга Игорем Панковым. Также фестиваль включает мультимедийный проект «Сказание о Марьям» заслуженного деятеля искусств Татарстана Альфии Саргин (Ильясовой).
Выставка и фестиваль продляться до 25 сентября, так что осенью запланирован лекторий на тему исламского искусства и арабской каллиграфии от известных в Татарстане и России ученых и кураторов выставки. Кроме того, в начале августа на фестивале пройдут показы мусульманской моды в присутственных местах музея-заповедника «Казанский Кремль».