В Казани открылся II «Шамаиль-арт»: современные художники-каллиграфы предпочитают эксперименты

28 июля в Галерее современного искусства открылся II Всероссийский фестиваль «Шамаиль-арт». Теперь все три этажа знаковой культурной площадки посвящены исключительно искусству татарского шамаиля.

news_top_970_100
Автор фото: Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

Международный уровень без зарубежных мастеров

В Казань съехались художники, работающие над шамаилями в разных техниках – от привычного классического на стекле до необычных композиций с использованием разных языков.  Всего – 32 участника из Татарстана, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Башкирии, которые представили более 200 работ.

Прошлый год и первый фестиваль «Шамаиль-арт» показал, сколь интересна и востребована тема у современного культурного человека, и где, как не в Казани показать шамаиль дня прошлого и дня сегодняшнего, который пришел к нам из Турции и теперь создается в разных уголках России.

«Шамаиль-арт» собрал художников в Казани. 

Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

«Первый «Шамаиль-арт» прошел несколько робко, мы тогда просто нащупывали интерес к предложенной тематике. Работ и участников было несравнимо меньше, правда, тогда была и международная нотка – из Турции нам удалось пригласить через полпредство художника-каллиграфа Левента Карадумана. В этот раз по понятным причинам мы представляем только российских мастеров. Я считаю, что это тоже замечательно – все они показали международный уровень мастерства. Мы очень хотели включить в выставку историческую живопись, но, несмотря на просторные помещения галереи, она просто не поместилась.

Нам вообще очень не хватает экспозиционных площадей, пусть мы и располагаем тремя зданиями. На них мы проводим до 90 проектов в год, но хочется показать больше, тем паче, что и художники есть, готовые выставляться», – рассказала директор Государственного музея изобразительных искусств Татарстана Розалия Нургалеева.

32 художника со всей России представили свои работы на казанском «Шамаиль-арте».   

Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

К слову, она заранее анонсировала выставку памяти Шамиля Шайдуллина «Я жив», которая откроется в день его рождения 3 августа в национальной галерее «Хазинэ».

Шамаили советских лет

Возвращаясь к шамаилям, стоит отметить, что из фондов музея на экспозиции представлены несколько каллиграфий Баки Урманче. Институт Марджани добавил к ним рукописи и комментарии мэтра, датируемые концом XIX – началом XX веком. Далее посетитель может проследить путь развития искусства шамаиля в России. Интересно отметить, что и в советские годы художники продолжали создавать каллиграфические работы на духовную тему: на дереве, стекле, в технике вышивки и аппликации.

Стекло как основу для шамаиля выбирали потому, что оно было дешевле холста. 

Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

«Часто спрашивают, почему классический шамаиль выполнялся мастерами-ремесленниками росписью на стекле? Казалось бы, в деревне, да и для городского жителя это дорогостоящий материал. Удивительно, но холстина была дороже стекла! Целью нашей выставки «Традиции и новации» было проследить развитие шамаиля с конца позапрошлого века, через годы советской власти к нашим дням.

Так, например, особого внимания заслуживают печатные шамаили начала XX века из собрания московского Фонда Марджани. Прежде всего, это уникальная коллекция народного мастера Бикмуратова Габдельхак хазрата, который жил и работал в селе Шали. Около 10 его шамаилей сохранились в частных коллекциях. Как подходят к теме современные художники, можно увидеть в наших залах. Если век назад шамаиль – это, прежде всего, каллиграфия, то сегодня к ней присоединился рисунок.

Где-то шамаиль остался чисто каллиграфическим жанром, а где-то стал миксом нескольких. 

Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

Обратите внимание, как разняться шамаили в разных регионах: в Уфе, например, это актуальное искусство с использованием арабографических тем, сюжетов, форм. В Татарстане же шамаиль развивается как классическое искусство, согласно дореволюционным традициям. Однако в целом мы видим, что современные художники-каллиграфы любят экспериментировать: с формами, техниками, самой подачей текста. Появились рисунки-шамаили, есть абстракции, объемные изображение и использование декоративно-прикладного искусства. Мы видим использование не только арабского языка, но и латиницы, кириллицы, даже рун», – отметила искусствовед, главный научный сотрудник ГМИИ РТ и сокуратор выставки Дина Ахметова.

К мужскому искусству присоединились дамы

Еще один момент подмечен искусствоведом. Если ранее шамаили писали исключительно мужчины, то сегодня им увлеклись и женщины. Художницы глубоко погружены не только в искусство, но и в религию. Они тщательно изучают ислам и исповедуют его, даже на выставку многие пришли в хиджабах и национальных одеждах.

Шамаиль Чулпан Шарифуллин можно принять за натюрморт, но в нем скрыты имена Аллаха. 

Фото: © Анна Тарлецкая

Челнинская художница Чулпан Шарифуллина предпочитает работать в традиционной технике – роспись темперой и тушью на стекле с использованием фольги, – но с использованием современных изобразительных средств. Так, например, ее шамаиль «Прекрасные имена Аллаха» – это, по сути, натюрморт с букетом цветов. Все дело в том, что тюльпан в мусульманской религиозной традиции неразрывно связан с главным именем Бога, который на арабском языке обозначается словом «Аллах», а роза стала символом благословенного Пророка Мухаммада.

«Я увлеклась искусством шамаиля в начале нулевых годов. Закончила художественную школу, затем художественно-графический факультет пединститута. Первые шамаили были небольшими, в традиционном стиле. Постепенно, изучая религию и отучившись в медресе Мухаммадия, я стала все глубже погружаться в тему.

На один шамаиль художница затрачивает около года начиная с с идеи. 

Фото: © Анна Тарлецкая 

Использую старинную технику мастеров прошлых веков, единственное, что меня отличает от них – краски использую не масляные, а акриловые. Я беру строки из Корана и иллюстрирую их – не каждый может прочесть, а мне очень хочется через рисунок донести смысл священных стихов. На одну работу у меня уходит примерно год, я вынашиваю ее, как ребенка. Конечно, делаю их не на продажу, но, если кто-то просит, продаю или делаю на заказ, – поделилась с «Казанскими ведомостями» Чулпан Шарифуллина.

Модные показы и мультимедиа

Весь первый этаж ГСИ посвящен проекту заслуженного художника Республик Башкортостан и Татарстан Рината Миннибаева «Путь Фадлана» из коллекции Фонда Марджани. Это не шамаили, но вся экспозиция посвящена тюркской теме. Кроме того, впервые в Казани будет представлен уникальный видеопроект «Молельные коврики», созданный российским ученым-антропологом, директором фонда развития научных и культурных проектов Al Maqam Санкт-Петербурга Игорем Панковым. Также фестиваль включает мультимедийный проект «Сказание о Марьям» заслуженного деятеля искусств Татарстана Альфии Саргин (Ильясовой).

Выставка и фестиваль продляться до 25 сентября, так что осенью запланирован лекторий на тему исламского искусства и арабской каллиграфии от известных в Татарстане и России ученых и кураторов выставки. Кроме того, в начале августа на фестивале пройдут показы мусульманской моды в присутственных местах музея-заповедника «Казанский Кремль».

  • Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

    Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

  • Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

    Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

  • Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

    Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

  • Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

    Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

  • Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

    Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

  • Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

    Фото: © пресс-служба ГМИИ РТ

news_right_column_240_400