«В Казани почти нет литературтрегеров»: татарстанские поэты о недавнем слэме

Победитель творческого соревнования не поедет на всероссийский этап

news_top_970_100

В прошлое воскресенье в Казани состоялся летний поэтический слэм, приуроченный к празднованию Дня молодежи. Мероприятие от программы поддержки развития современной поэзии «Слэм» состоялось во дворе бара «Соль». Победителем стал поэт Илья Злой, но на всероссийский тур он не отправится.

Победа в городском соревновании должна приводить к поездке на всероссийский слэм, но участника из Казани там не будет, потому что мероприятие не соответствовало общепринятой слэмовой схеме. Что не так с прошедшим творческим соревнованием и как можно его улучшить, рассказывают казанские поэты. Подробности — в материале «КВ».

«В Казани есть превосходные поэты, которым неинтересно участвовать в игрушечных слэмах»

«Поэтический слэм может устроить кто угодно, если он не претендует на дальнейшее участие победителя во всероссийском слэме, — объясняет поэт, неоднократный победитель Всероссийского слэма Анна Русс. — Если слэм позиционирует себя как отборочный тур, то должны быть соблюдены общие для всех отборочных правила — система отбора, система оценки, регламент».

По ее словам, это примерно как конкурс красоты, который можно устроить хоть в средней школе и назвать «Мисс Вселенная». «То есть, можно устроить маленький поэтический междусобойчик, а победителю дать диплом «Поэт года». Так многие делают. Вопрос — что сами участники хотят. Устроит ли их такая награда. Мне кажется, что в Казани хороший слэм проводился всего несколько раз так, чтоб победитель мог поехать на всероссийский тур».

Проблема, по мнению Русс, в том, что в Казани почти нет литературтрегеров: «Нужно, чтоб была энергия, связи в литературных кругах, вовлеченность в литпроцесс за пределами Казани, и еще интерес к формату. Я не знаю, у кого в Казани это все есть. У ребят, которые устраивают конкретно этот слэм, есть энергия и интерес к формату. Чтобы слэм у них получился качественный, им нужно, чтоб в нем участвовали сильные поэты».

«Но организаторы заинтересованы не в том, чтоб в мероприятии участвовали сильные поэты, а в том, чтоб участвовали приятные им люди, доверяющие их вкусам, — считает она. — Судит слэмы аудитория, и они собирают аудиторию, состоящую из подростков, читающих сетевую поэзию. В Казани есть превосходные поэты, которым неинтересно участвовать в игрушечных слэмах, соревноваться с теми, кто пишет недостаточно хорошо и — что особенно важно — проигрывать им. А серьезные слэмы с подготовленной публикой и без обмана талантливыми поэтами организовать некому».

«Люди, включенные в литпроцесс, должны обязательно участвовать в отборе стихотворений»

«Все прошло довольно динамично, спокойно, вполне себе стандартно для такого рода слэмов, — говорит поэт Василь Сафаргалеев, который был ведущим слэма. — Была парочка перфомансов, что я лично не приветствую на слэмах. Мне не все понравилось — у кого-то их выступающих не хватало сценического опыта, у кого-то были плохие тексты, у кого-то и то, и то, но смотрелось все более-менее органично, как классический, рядовой вечер поэзии. Музыка очень хорошо подходила под стихи, это как-то «выкручивало» некоторых поэтов, но все же это не должно относиться к оценке выступающего».

Организаторам слэма, по его словам, стоит больше взаимодействовать общаться и приглашать к сотрудничеству тех поэтов, которые сами занимались организацией слэмов, обмениваться опытом, чтобы такие мероприятия были более «трушными», как происходит, например, в Москве.

«Люди, включенные в литпроцесс, должны обязательно участвовать в отборе стихотворений и, крайне желательно, в организации, потому что должен быть понимание, кто их выступающих на пьедестале, кто не очень, — считает Сафаргалеев. — Но тут надо исходить из цели того, что ты хочешь сделать со слэмом. Если цель в том, чтобы выявить победителя и отправить его на всероссийский тур, то да, нужен определенный человек, а если хочешь сделать шоу, красивые перфомансы, то, мне кажется, необязательно. Но на заочном этапе отбора текстов  такие люди должны быть, они необходимы».

«Факультет современной поэзии» на деньги президентского фонда культурных инициатив

Также организаторы слэма совместно с арт-резиденцией Reactor объявили о запуске курса «Факультет современной поэзии», созданного, чтобы помочь авторам творчески реализоваться. С участниками курса предлагают поговорить о знаковых российских поэтах, научить отличать хорошие стихи от плохих и укрепить литературную базу.

Также обещают рассказать о самопродюсировании, а три лучших поэта по итогам курса получат грант, куда входит разработка позиционирования личного бренда автора, запись аудиотрека на стихи, запись серии коротких роликов для Reels и TikTok, а также рекламный бюджет на продвижение.

К сожалению, непонятно, будут ли на курсе учить писать стихи. На сайте проекта не указаны имена преподавателей и спикеров — кто будет обучать резидентов проекта, неизвестно.

Проект поддержки творческих деятелей арт-резиденции Reactor выиграл грант президентского фонда культурных инициатив. Заявителем на грант выступила автономная НКО «Ресурсный центр молодежи республики Татарстан». Размер гранта составил чуть более 7 млн рублей при софинансировании в 6,7 млн рублей. Общая сумма расходов на реализацию проекта — 13,8 млн рублей.

Reactor позиционирует себя как творческий инкубатор, который состоит из нескольких направлений: музыка, современное искусство, театр, танцы и перфоманс, дизайн, ремесла и культура моды, производство цифрового медиаконтента, а также литература и поэзия. Предполагается, что резиденты проекта в течение месяца будут слушать лекции и участвовать в мастер-классах от ведущих федеральных и местных экспертов, представителей креативных индустрий.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100