В Казани прошел турнир по сборке таблицы Менделеева из переработанного пластика

news_top_970_100

В столице Татарстана прошёл турнир по химии. Участники из разных школ объединились, чтобы построить масштабную интерактивную модель химических элементов, проявляя креативность и мастерство совместной работы.

В Казани состоялся необычный турнир по химии — школьники соревновались в сборке гигантской таблицы Менделеева, созданной из переработанного пластика. Его участниками стали более 300 учеников 8–11-х классов из 27 школ города.

Торжественное открытие прошло при участии почётных гостей. Эксперт по связям с государственными органами «Казаньоргсинтеза» Гульназ Камалетдинова подчеркнула, что мероприятие играет важную роль в популяризации науки.

— Мы видим, как дети по-настоящему загораются химией, когда включаются в интерактив. Это то, чего часто не хватает на обычных уроках — живого вовлечения, — отметила Камалетдинова.

Программа турнира была выстроена по принципу «от теории к практике». Первый день посвятили лекциям. Перед школьниками выступили кандидаты наук и опытные педагоги, которые рассказали об истории химии в Казани и современных научных открытиях.

Второй день оказался гораздо более динамичным. Участников ждали интеллектуальные мини-игры и главный вызов — сборка «экологичной» таблицы Менделеева.

Автор проекта «Экосистема Менделеева» Анна Чигарина рассказала, что идея родилась из её личного опыта. По её словам, цель проекта — сделать сложный предмет доступным, интересным и понятным, показать, что учить его можно креативно и в игровой форме, вовлекая детей в процесс.

— В школе я так и не смогла полюбить химию — мне не хватало игры. Но ведь химия — это основа всего! Почему бы не превратить её в увлекательный процесс? Эксперименты можно связывать со сказками, с историями из жизни. Именно это и есть цель турнира: сделать предмет лёгким, интересным и понятным, чтобы детям хотелось учиться, — сказала Чигарина.

Реализовать проект Чигариной помогла программа социальных инвестиций «Формула хороших дел» СИБУРа. По словам представителя программы Анастасии Стариковой, «Экосистема Менделеева» соответствует принципам СИБУРа, один из которых — экологичность.

Как рассказал один из создателей таблицы Менделеева для турнира, руководитель АНО «Межрегиональный центр управления реализацией экологических решений „Ангел Эко“» Владимир Чабров, это не просто макет. Каждый элемент таблицы был изготовлен вручную: крышки сортировали по цветам, окрашивали, наносили гравировку с символами и атомной массой.

— Мы пошли по пути мануфактуры: волонтёры вручную сортировали крышки. Это оказалось колоссальным трудом. Но именно ручная работа делает таблицу «живой» и позволяет детям почувствовать ценность переработки, — подчеркнул спикер.

Готовую таблицу можно использовать как учебное пособие. Её элементы можно расположить в порядке возрастания атомной массы, что помогает школьникам запомнить расположение химических элементов через практику. Учителя смогут использовать таблицу на уроках химии для изучения периодической системы, утверждают организаторы.

— Периодичность выстраивается по атомной массе, начиная с водорода и заканчивая последними элементами. Таким образом, любой ученик может собрать таблицу, просто расставляя их в порядке от лёгких к тяжёлым. Этот интерактивный подход и помогает запомнить расположение элементов. Достаточно собрать таблицу несколько раз, и ты уже как минимум визуально будешь знать, где находятся эти элементы. Может быть, не каждый элемент будет заполнен полностью, но аббревиатуры уж точно останутся в памяти, — пояснил Чабров.

В свою очередь учителя отметили, что подобный формат помогает вовлечь детей в процесс изучения сложного предмета. Педагог из школы № 151 Лейсан Хасанзянова, которая привезла на турнир 16 учеников, говорит, что современным детям нужен именно интерактивный подход для обучения.

— Химия сейчас очень сложно изучается детьми, очень сложно воспринимается. На своих уроках я стараюсь давать интерактивные задания, потому что читать с книжек не всем интересно. Самое ценное в таком формате — доступность материала. Здесь сложные вещи подаются в игровой форме. Это интересно не только мне, но и детям. Они сидят с раскрытыми глазами и ртами, им очень нравится, и они этим всем заряжаются, — сказала Хасанзянова.

Учитель химии гимназии № 102 Ангелина Валова отмечает, что подобные квизы уже практикуются в их школе, но экологическая составляющая казанского турнира стала приятным дополнением.

— У нас в школе мы тоже проводим квизы, но экологическая часть турнира в Казани стала настоящим открытием. Очень уместно связывать химию с вопросами экологии и биологии. А ещё важно, что первый день был посвящён лекциям: ребята узнали то, чего нет в школьной программе. Соревнования же добавили азарта — и учёба превратилась в увлекательную игру, — подчеркнула Валова.

Сами школьники тоже делились яркими эмоциями. Камиль из 8-й школы сказал, что его команда переживала, но в итоге получила большое удовольствие от участия.

— Было весело и интересно, — делится восьмиклассник. — У нас классный руководитель, которая помогла нам подготовиться.

Некоторые ребята задумались и об экологии. Мария из школы № 99 рассказала, что уже год сдаёт вторсырьё и теперь хочет запустить в своей школе проект по переработке.

Победители турнира получили дипломы и призы из переработанных материалов, а всем командам вручили таблицы для школьных кабинетов. В дальнейшем проект планируют провести в Дзержинске, а в перспективе сделать ежегодным.

Фотографии и видео предоставлены организаторами проекта

news_right_column_240_400