«Три минуты добра» для зрителей и налоговой: как казанские кинотеатры показывают «Аватар: Путь воды»

Для того, чтобы в условиях санкций показать россиянам очередной блокбастер Джеймса Кэмерона, отечественные кинопрокатчики разработали схему под стать внедрению Джейка Сали в племя туземных жителей Пандоры.

news_top_970_100

205 минут на все про все

Дочери, вдохновленные в новогодние каникулы домашним просмотром явившегося зрителям еще раньше, чем они на свет, «Аватара», настаивали на походе в кинозал на продолжение фильма. «Чук и Гек. Большое приключение», «Чебурашка» и «Непослушник-2» не охладили этого рвения. В минувшие выходные родительский бастион пал. За два дня и то уже не без труда и доли везения удалось приобрети билеты притом не на самые выигрышные в плане просмотра – крайние. Похоже, билеты разлетались, как пломбир из ларька мороженого в знойный день.

Ладно хоть не первый ряд, – утешилась жена.

Довольство собой длилось равно до того момента, пока не открыли билеты, полученные по электронной почте. Согласно им, нам предстояло насладится неведомым киношедевром «Три добрых дела». Немого успокоила информация на сайте кинотеатра: «ВАЖНО! Первый показ – «Аватар: Путь воды», затем показа фильма «Три добрых дела». Бесплатное предсеансное обслуживание ленты «Аватар: Путь воды» (продолжительность 3 часа 12 мин.). Перерыв между предсеансовым обслуживанием и фильмом (7 мин.). Фильм«Три добрых дела» (продолжительность 6 мин.).

В билете на «Аватар: Путь воды» нет

и упоминания о самом фильме.

Чем-то все напоминало подстрочный перевод с китайского инструкции по эксплуатации нашей первой соковыжималки – содержательно, но малодоходчиво, особенно в плане логики. Да и по продолжительности сеанс – 205 минут, грозил стать утомительным.

Правда, само действо на экране быстро успокоило, затем увлекло, так что по истечении трех часов с гаком бесплатного предсеансового обслуживания, зрители напрочь забыли о главном блюде вечера – шестиминутном фильме «Три добрых дела». Автору этих строк он на ум пришел лишь у терминала самообслуживания фаст-фуда, и то лишь потому, что глаз положил на тройной чизбургер. Остальные зрители могли вообще не вспомнить.

«И не испортят нам обедни…»

Поиск по горячим следам информации в интернете о данной ситуации выдал следующую картину. Мировая премьера фильма, которого поклонники «Аватара» ждали восемь лет –  два сиквела должны были выйти в 2014 и 2015 годах, состоялась 16 декабря прошлого года. В нашей стране официально это кино из-за антироссийских санкций показать не могли, ведь голливудские мейджоры ушли с отечественного рынка и запретили показ своих фильмов на территории РФ.

Но, тем не менее, вторая часть «Аватара» вышла-таки в русский прокат. И всего неделю спустя. Правда, для этого некоторые кинотеатры сменили название фильма на «Сверхлюди», например, это кино казанцы могли увидеть уже 22 декабря в «Кинограде» в Осиново. Схема попадания фильма на территорию нашей страны покрыта тайной, да и рядовым зрителям малоинтересна, главное – у них есть возможность увидеть кино мирового уровня в очень хорошем качестве и с русским дубляжом. Опасения того, что мы вернемся в эпоху видеосалонов с рябящей картинкой и гнусавым переводом, наложенным на оригинальный звук, не оправдались.

В декабря 2022 года в «Кинограде» в Осиново фильм шел под названием «Сверхлюди».

Крупные российские сети начали прокат с 12 января. По сути, в  существующем сейчас правовом поле, это незаконно: прокатного удостоверения у фильма нет, и, значит, кинотеатры рискуют нарваться на серьезные штрафные санкции. Бесплатное предсеансовое обслуживание, очевидно, как раз и является одним из способов кинопрокатчиков усложнить сбор доказательной базы по привлечению их к ответственности.

Как тут не вспомнишь Владимира Семеновича:

Но на происки и бредни

Сети есть у нас и бредни

И не испортят нам обедни

Злые происки врагов!

И зритель доволен, и налоговики

За более предметным комментарием «КВ» на следующий день обратились в кинокомпанию «Синема-5» – два ее кинотеатра в Казани демонстрируют «Аватар: Путь воды». И вот что ответил Артем Павловский, руководитель отдела digital-маркетинга сети кинотеатров «Синема 5» и ZOOM CINEMA:

Изначально в средствах массовой информации некорректно преподносится позиция представителей кинотеатрального сообщества. Наш кинотеатр не преследует цели показа «пиратских» копий зарубежных фильмов и показывает работы западных режиссеров в формате бесплатного (подчеркиваем это слово) предсеансового обслуживания перед показом отечественного фильма, на который зритель и покупает билет.

С каждого такого билета идет оплата всех необходимых налогов, прокатных и иных отчислений в Российский бюджет, отправляется вся необходимая отчетность, все чеки пробиваются, а данные о таких билетах отображаются в онлайн-системах фискальных данных в соответствии с действующим законодательством. Никакие «темные» финансы не оседают в кинотеатрах и никакие надуманные журналистами схемы ухода от уплаты налогов не используются, как об этом утверждают некоторые СМИ. Напротив, такой формат привлекает зрителя в кинотеатр на просмотр русского фильма.

Информация на сайте «Синема 5»

о предсеансном обслуживании.

Кроме того, наша позиция по популяризации отечественного кинематографа остается непреклонной, и мы ставим в приоритет фильмы российского производства, которые и занимают на данный момент 90 процентов экранного времени.

А вот, что по этому же поводу совсем недавно изданию Business FM говорил Алексей Воронков, член совета ассоциации владельцев кинотеатров, директор управляющей компании киносети «Синема 5» (зарегистрирована в Йошкар-Оле):

Все, что на сегодняшний день происходит, это заход студийных копий в Россию, копий, которые правильно оцифрованы, с правильным звуком. Но с учетом того, что нет еще закона, регулирующего отношения в сфере интеллектуальных прав правообладателя, который не присутствует на территории РФ, все это происходит немного криво. Кинотеатры закупают через посредников, через третьи, четвертые руки копии, завозя их сюда, потому что нельзя взять копию из интернета и показать ее на большом экране.

В кинотеатрах есть свой специализированный шифрованный формат, который за последние 22 года никому еще не удалось расшифровать во всем мире. То есть это очень сложная структура, и если уж кинотеатр показывает фильм, разворачивая картинку на 20-метровый экран, то это фильм, который создан оригинально, а не вытащен где-то из интернета и где-то сворован, переворован.

Нет в кинотеатрах и привычных для кинопремьер больших баннеров.

Далее Алексей Воронков поведал, что в настоящее время, в отсутствие закона, кинотеатры закупают через третьи, четвертые руки саму копию, но показывать легально им нельзя на сегодняшний день, пока не примут законопроект. Поэтому кинотеатры вынуждено нарушают пункт правил, который запрещает показывать фильм без прокатного удостоверения. Так что многие кинотеатры занимаются альтернативным контентом, и попадают под некие штрафы и разбирательства. Так и возникает несколько моделей, позволяющих избежать их.

Например, не показывать фильм за деньги. Именно поэтому некоторые кинотеатры используют двойную модель, когда ставится русский фильм, а в предсеансном бесплатном обслуживании – иностранный. Все понимают, что это юридическая тонкость, но при таком формате российское кино получает сборы за этот фильм, и отчетность идет в систему ЕАИСТ, но продажи идут в том числе на этот спаренный фильм.

В качестве Р.S.

В заключение немного о Джеймсе Кэмероне и Милане Лебедевой. Создателя «Аваторов» за последний месяц реже хвалили, чем попинывали, не делал этого разве что только ленивый или кому новой обувки жалко. Досталось и за отсутствие идеи, и за скучное затянутое развитие, и за устаревшие и примелькавшиеся за дюжину лет спецэффекты. А вот автору этих строк «Путь воды» хорошо зашел. Возможно, еще и потому, что оценивал с позиции родителя.

Плюс с этой точки зрения в том, что, пусть где-то даже и в ущерб замысловатости, во главу угла поставлены простые семейные ценности, а основной посыл: «Салли своих не бросают». И закрепить все это в сознании помогает картинка – одни только сцены подводного мира с стиле Жак-Ив Кусто 2.0 чего стоят.

Отцы и дети - еше один посыл фильма.

Несмотря на это, думается, что без всякого ущерба для фильма он мог оказаться и покороче. Во всяком случае, показалось, что в финальных сценах на тонущем корабле режиссер заиграл совсем не обязательные, но нереализованные наработки из «Титаника». Если так, то у режиссера «Терминатора» и «Чужие» еще есть на что опереться в следующих трех сиквелах – их нам обещают представить в течении пяти лет. Только вот придется ли такая ретроспектива зрителю по душе?

«Ладно, с Кэмероном все более или менее понятно. А вот кто такая Милана Лебедева?», – спросит читатель. Это режиссер и автор сценария той самой неведомой вишенки на торте – фильма «Три добрых дела». Короткометражку не удалось посмотреть даже в интернете. Правда, отыскались аудио-рассказы Миланы Лбедевой, столь же занимательные, как и сценарии сериалов, наводнивших телеканалы второго и третьего эшелонов нашего телевидения.

А между тем, она едва ли не главный благополучатель от всей этой истории, если исходить из того, что сейчас ее фильм предваряет сам Джеймс Кэмерон, да еще и за бесплатно.  Ну, это все равно, как если бы Scorpions выступил бы на разогреве у Вадима Казаченко на дне какого-нибудь села, да еще и за спасибо.

Сам собой сюжет вырисовался. Хотя, как в таких случаях принято говорить, это уже совсем другая история.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100