Бутафоры умеют удивить и напугать
Труженицы цеха Неиля Мазитова и Наталья Трофимова (Татарский государственный академический театр им. Г.Камала):
- Бутафория - это изготовление редких вещей. Того, что не купишь в магазине. Для спектакля изготавливаем головы драконов, котов более метра, маски, куклы, фрукты, шлемы. Сотворить снег летом, розы зимой - это наша работа. Объемные большие поделки создаются только в нашем цехе. Но по задумке главного художника и режиссера делаем не только яблоки и цветы. Даже трупы людей в полный рост приходится делать. Актеры приходят к нам в цех, мы снимаем мерки, делаем зарисовки, добиваясь сходства. Результатами такого творчества не раз пугались вахтеры, зайдя вечером проверить цех. Как-то пришлось очень постараться над отрубленной головой. Изготавливали правдоподобные трупы ворон. И уж совсем страшно - трупик младенца. Бутафория - это клей и бумага. Самые простые вещи, а мы их превращаем в металл, дерево, скульптуру. И нет интереснее нашей работы!
Без нее не повесят задник
Пошивочно-декорационный цех и его хозяйка Сания Назмиева (Татарский государственный театр драмы и комедии им. К.Тинчурина):
- Моя работа - одежда для сцены. Самое непростое - это шить огромные половики из брезента 15 на 12 метров. Работа тяжелая, машинка даже гудит. Половик затем гвоздями натягивается на пол сцены. Без половика декорации смотрятся незавершенными. На половике артистам играть удобнее. И самое главное, что есть в театре, - сцена - сохраняется от удалых плясок. Я пришиваю карманы к готовому заднику. Задник - это полотно 12 на 9 метров, сшитое из бязевой ткани. На ткани, как на бумаге, рисуют декораторы, воплощая замысел художника. Вроде бы кусок материала, а несет смысловую нагрузку. А потому важная часть декораций. К карману пришиваются шлевки, благодаря чему его можно повесить. Несколько слоев краски, клея, и с места-то не поднять. А я шью. Одевать сцену ответственно. Кулисы, падуги, все мягкие декорации через мои руки проходят. Уже и не скажу, сколько километров ткани прошло через мою машинку за сорок лет работы в театре. Но соберут декорации, и душа радуется - не зря трудилась!
Не в куколки поиграть
Заведующая костюмами артистов и кукол Анна Самсонова (Татарский государственный театр кукол «Экият»):
- Специфика кукольного театра отличная от театра драмы. Костюмеру другого театра достаточно одеть артиста. А у меня кроме артиста-человека есть еще артист-кукла. Моя забота - сохранить не только костюм куклы, но и ее прическу и весь внешний вид. Словно музейные экспонаты, на моих полочках маски, причудливые головные уборы. Костюмы наших артистов - это уже сказка. Внимательно слежу, чтобы носики, ушки, лапки были на месте, не оторвались. Дети такое сразу заметят. Прихожу на работу и чувствую себя волшебницей - именно в моем цехе простой человек превращается в сказочного жителя.
Репетиция для машиниста
Управляет механизмами заведующий монтировочным цехом Евгений Шиферштейн (Казанский государственный театр юного зрителя):
- Машинист сцены - одна из самых ответственных работ в театре. Монтировщик собирает готовую декорацию, и что бы казалось такого? А для этой работы нужно знать технологию монтировки спектакля, механического оборудования сцены. Участвую в приемке макетов и эскизов, разработке сценических конструкций. Я обеспечиваю хранение и эксплуатацию сценического имущества и оборудования. Мои владения - все декорации спектаклей. Организуем монтировочные репетиции. Да, репетируют в театре не только артисты. Там до миллиметра вымеряется, что, где и как будет стоять, висеть. От работы монтировщика зависит не только общая картина декораций спектакля, но и жизнь артиста. Если не закрепить, скажем, штанкет, может произойти трагедия. Чтобы зритель получил удовольствие от просмотра спектакля, нужно, чтобы в театре трудился грамотный монтировщик.
Кто рисует светом
Осветительный цех и его преданный работник Ильшат Аминов (Татарский государственный академический театр им. Г.Камала):
- Осветитель - как художник. Только художник пишет красками, а я светом. На каждый спектакль пишется своя световая партитура. Каждый уголок сцены и каждый ее герой купается в лучах моего прожектора. Красоту перелива костюма и даже грим артиста может подчеркнуть осветитель. Иногда для того, чтобы выделить судьбоносный момент по ходу сцены, осветительные приборы встраиваются прямо в декорации. И тогда внимание зрителей обращается именно на то место, что задумал режиссер. Тогда зрители острее сопереживают героям спектакля. Каждый прожектор, фильтр должен быть в боевой готовности. Как у сапера - ошибки быть не может. Иначе сцена погрузится во тьму, и зритель будет разочарован.