В первый класс в шестой раз, или Подвиг бабушки

news_top_970_100

 Фото: © Фарит Муратов

Классический образ бабушки, терпеливо ждущей маленького внука после уроков в вестибюле школы, - на голове платочек, в руках вязание - в наши дни кардинально поменялся. 

Во-первых, не то что в вестибюль, на порог школы сейчас никого не пускают. Взрослые ждут детей у надежно запертых на электронные замки ворот. Во-вторых, современным бабушкам, стильным и спортивным дамам без возраста, теперь не до вязания. В руках у них не спицы, а мобильники, с которых они либо не спускают глаз в томительные минуты ожидания, либо общаются друг с другом. 

- Вы впервые пошли в первый класс? - шутливо спросила меня одна бабушка. 

Отвечаю, скорее в шестой, и принимаюсь загибать пальцы. В первый раз, естественно, пошла сама в далекие советские времена. Школа в нашем поселке находилась от дома на почтительном расстоянии, но все дети с первых дней учебы мужественно ходили в нее сами, без провожатых. О них тогда не было и речи. Если пошел в школу, значит, взрослый. 

Во второй и третий раз я повела в первый класс дочерей. Тогда это тоже было просто. Школу выбирали исключительно по месту жительства, в шаговой доступности. По принципу «чем ближе, тем лучше», лишь бы маленькому школьнику было удобно. Школа дочерей, например, находилась в соседнем дворе. Никто не заморачивался, как сейчас, дальними поездками в престижные казанские школы. Программы-то у всех кузниц знаний были стандартными. И редко кто из родителей ежедневно провожал и встречал свое маленькое чадо у дверей школы. Разве что бабушки, которые были на пенсии. 

Я во второй день занятий пошла в класс вместе с дочками, у которых по моде тех лет висел на шее ключ от квартиры. Показала им самый короткий путь от дома до школы. Затем мы спустились в полуподвал в гардероб, а после поднялись в класс. «Поняла, как в школу ходить? - спросила присмиревшую дочку. - Тогда сиди за своей партой и учись». 

Сегодня в это невозможно поверить, но в те времена проблем с первоклассниками у родителей практически не было. Многих, конечно, выручала продленка. Но мои девчушки торчать с утра до вечера в школе категорически отказались.

Быстро сообразили, что добраться из школы до дома и подождать маму на обед, а потом погулять во дворе - несложно и нестрашно. Главное - не потерять ключ. Если же я задерживалась на работе, то либо просила покормить детей свекровь, жившую неподалеку, либо отзывчивую пенсионерку-соседку, которая охотно приходила к нам и разогревала девочкам обед. Во дворе за детей можно было не беспокоиться. Машин - единицы. И всегда находились соседки, мамы в декрете с колясками или бабушки, которые бдительно присматривали за ребятней. Причем телефонов тогда не то что мобильных, даже стационарных почти ни у кого не было! 

- Когда же внуки пошли в первый класс в начале нулевых, в четвертый и пятый раз по нашему семейному счету, все стало намного сложнее, - продолжаю свой рассказ.

Старшему, а спустя несколько лет и младшему внуку, родители выбрали «английскую» и «немецкую» школы вдали от дома. Первому повезло: после недели поездок со взрослыми он быстро усвоил логистику (и правила безопасности) и начал смело входить в троллейбус сам. Утром (тоже с ключом на шее) мы сажали мальчишку в салон, напоминая, на какой остановке выходить, и он благополучно добирался туда и обратно. Причем тоже без контроля по телефону: мобильники появились позднее. 

Со вторым внуком, уже в эпоху сотовых, оказалось сложнее. Его ранним утром отвозила в школу на машине мама (папа не за рулем), а нам, бабушкам и дедушкам с обеих сторон, предстояло забирать ученика и возить по всему городу по кружкам и спортивным секциям. Выучив расписание внука, мы по очереди, каждый в свой день, куда-нибудь отвозили-привозили ребенка, умудряясь при этом еще и работать. Ну а сотовые оказались незаменимыми координаторами в деле нашего постоянного передвижения по городу. 

С внучкой, которая нынче тоже пошла в первый класс (для семьи - в шестой раз!), все оказалось еще сложнее.

Школу родители выбрали особую - специальную музыкальную при консерватории. Она в центре Казани, найти возле нее место для парковки нереально. Приходится пользоваться общественным транспортом, который в утренний час пик битком. 

- Бабуля, давай не поедем на этом номере. Там жарко и никто место не уступает, - уже на второй день хныкала внучка. 

Малышку, которой семь лет исполнится только зимой, понять можно. Помимо тяжелого ранца, у нее в руках - крохотная скрипка и пакет со второй обувью. Но когда мы с ней втискиваемся в салон, редко кто из студенчества (этим маршрутом пользуется много молодежи) уступает нам место. На сиденьях, не поднимая глаз и никого не замечая вокруг, восседают вечно загруженные студенты с крутыми мобильниками. Приходится деликатно спрашивать: «Молодые люди, не хотите ли уступить место ребенку?»

Ладно бы, если на автобусе мы ездили туда и обратно раз в день. Дети в этой школе с подготовительного класса, лет с 5 - 6, нацелены на профессиональное музыкантство. Предметы начальной школы идут вперемежку с музыкальными. Чтение - с сольфеджио, математика - с хором и т. д. В приоритете - специальность, то есть уроки по классу фортепиано, скрипки, виолончели, флейты. Они во второй половине дня и порой с интервалом. Так что во вторник и пятницу нам приходится ездить в школу и обратно дважды в день. 

Первое известие о таком графике я встретила с ужасом. Ребенка-то как жалко! Больше двух часов в день ему предстоит проводить в общественном транспорте. Ну а нам с мужем придется забыть об активном образе пенсионерской жизни. Какие тут кинофестивали, дневные экскурсии, походы в музеи и на концерты! Теперь мы целиком и полностью принадлежим делу подготовки будущего Паганини. 

- Нет, я строго заявила детям, что работу не брошу. И могу отвозить внука только во время своего отпуска. В другое время как хотят, - решительно заявила моя собеседница. - Работать легче, чем заниматься внуками. 
Кто бы спорил… Но у меня в жизни есть пример героической бабушки, о которой я вспоминаю в минуты подобных сомнений. 

Соседке по даче тете Наде было за 80, когда в семье случилась страшная трагедия. Однажды под Новый год оба ее сына с невестками поехали на машине в санаторий в Ессентуки. Под Ростовом долго стояли в пробке, а когда наконец тронулись, то вылетели на встречку и столкнулись с фурой лоб в лоб… В страшном ДТП не выжил никто. В одну секунду четверо детей четырех погибших родителей остались сиротами. Три мальчика и девочка. Двое - студенты младших курсов, двое - старшеклассники. 

На тетю Надю было страшно смотреть. Сыновей - ее заботы и опоры, которые всегда и во всем помогали и нежно опекали мать, не стало. Как и чем жить? Родители со стороны невесток проживали в других городах и помочь не могли. К тому же мать одной из них после такого известия умерла от сердечного приступа. Забота об осиротевших внуках легла на плечи тети Нади. Не знаю, откуда пожилой человек взял в себе силы, но эта бабушка прожила еще больше 10 лет, словно забыв о возрасте и болезнях. Она решила квартирный вопрос всех четырех внуков и строго следила за их учебой - все получили высшее образование. Выдала замуж внучку, а потом женила внуков и успела побывать прабабушкой. Судьба, словно поняв, что ей нужно дать время, чтобы поднять внуков, подарила ей долгую жизнь. 

Когда я рассказала о ней своей собеседнице, она обронила: «Я бы так не смогла». А потом крепко-крепко прижала к себе своего маленького будущего музыканта… 

news_right_column_240_400