Позиция Министерства образования и науки России по этому поводу такая: «Никаких распорядительных документов со стороны нашего министерства не требуется. Это выбор образовательного учреждения, учителя и родителя».Значит, школа сама вправе выбирать методы обучения? И если педагоги посчитают, что ученики освоят знания без обязательного повторения материала дома, то они вправе отменить домашние задания? Тем более что в некоторых зарубежных странах такая практика уже есть. Например, в школах Чехии задания на дом давно не задают. Акцент делается на изучение языков и общение со сверстниками. Что по этому поводу думают учителя и директора казанских школ?Светлана Сергеева, замдиректора школы №79: Ответить на этот вопрос как педагог или как родитель? Как учитель могу сказать, если ребенок не будет заниматься дома, то ГИА и ЕГЭ он не сдаст. Освоить только на уроках всю учебную программу он не сможет. Как родитель скажу, что моя дочь всегда выполняла домашние задания. И при этом успевала заниматься самообразованием: искала информацию в интернете, ходила на дополнительные занятия и окончила школу с медалью. Нагрузка в виде домашней работы является нормой, объем заданий регламентирован СанПиН.
Ирина Фролова, директор школы №156: В ходе выполнения домашней работы отрабатываются навыки и знания, полученные на уроке. Занимаясь дома самостоятельно, ребенок выявляет у себя то, что он не успел или не понял на занятии. Объем домашней работы, ее нормы и время на выполнение - все это обговаривается на педсоветах. Мы стараемся распределять нагрузку равномерно. Например, не устраивать по три контрольные в день.Альфия Хабибуллина, директор школы №131: Я категорически против! Как педагог не считаю, что дети перегружены. Обязанность выполнять домашние задания ребенка дисциплинирует, организует, позволяет отрабатывать материал. Дети не перегружаются: объем домашних заданий всегда соответствует нормативу. Он должен быть не более одной трети от работы, пройденной на уроке. Рустам Гибадуллин, директор школы №173: Я довольно почтенного возраста, учился в советской школе и могу сравнивать ее с сегодняшней. Когда учился в начальных классах, мы стопроцентно охватывали весь материал на уроке. Но были дети, которые не успевали выполнять задание и доделывали его дома. Этот вопрос индивидуальный. Старшие ребята сейчас домашними заданиями не увлекаются, успевают сделать их на уроках. А доделать что-то дома для них не составит труда. Мое мнение: задавать на дом нужно особенно трудные вопросы. У каждого преподавателя своя методика. Кто-то доволен ответами на уроках, соответственно и на дом он задает меньше. У кого-то отставание от учебного плана, и тогда домашние задания необходимы. Поэтому я считаю, пока без домашнего задания не обойтись. Но и нагружать ребят не следует: пусть лучше они придут в школу отдохнувшими и полными сил.Марина Мурзина, замдиректора школы №66: Без домашнего задания обучение невозможно! Ученик должен закреплять и повторять пройденный материал. Наша школа не готова к подобным экспериментам. Надо учитывать подготовку к ЕГЭ и ГИА, распределять нагрузку равномерно, хотя бы минимальный объем домашнего задания должен быть. Иначе ученик перестанет чувствовать ответственность, ведь домашнее задание в первую очередь дисциплинирует.Получается, казанские школы не готовы к отмене домашнего задания. Это не пережиток старой системы обучения, считают педагоги, а способ поддерживать дисциплину и воспитывать в ребенке ответственность. Но вместе с тем учитываются нагрузки в выпускных классах, и десятиклассники и одиннадцатиклассники более свободны в выборе: выполнять «домашку» или полноценно готовиться к экзаменам.Мы обратились в Министерство образования и науки РТ, чтобы выяснить, сколько часов в неделю ученик должен посвящать домашним заданиям. В итоге выяснилось: второклашки и ученики третьего класса должны усердно заниматься полтора часа в день, четвертого и пятого - 2 часа, с шестого по восьмой - 2 с половиной часа и 9 - 11-го классов - 3 с половиной часа в день. При этом в России первоклашкам домашних заданий не задают вовсе и оценок не ставят, чтобы ребенок мог спокойно адаптироваться к условиям школы и нарастающей нагрузке.Комментарий ведущего советника Министерства образования и науки РТ Гульнары Исламовой: - Домашние задания должны быть в первую очередь для закрепления знаний. Учитель владеет вниманием ребенка только первые десять минут. Потом он должен провести смену деятельности, чтобы тот снова сконцентрировался на учебе. Ученики старших классов по СанПиН должны получать гораздо больше домашних заданий, чем, например, учащиеся второго или четвертого класса. Но задания даются по профилю. Обязательно закрепляется пройденный материал по русскому и математике, упор делается на те предметы, по которым ученики будут сдавать экзамены. Конечно, сейчас дети идут на всевозможные ухищрения. Они скачивают готовые домашние задания из интернета, пользуются телефонами на уроках - в итоге перестают думать самостоятельно. В любом случае нужно отслеживать успеваемость. Не всегда это можно сделать с помощью контрольных и самостоятельных работ. Поэтому каждый урок учитель начинает с проверки домашнего задания.
Ирина Фролова, директор школы №156: В ходе выполнения домашней работы отрабатываются навыки и знания, полученные на уроке. Занимаясь дома самостоятельно, ребенок выявляет у себя то, что он не успел или не понял на занятии. Объем домашней работы, ее нормы и время на выполнение - все это обговаривается на педсоветах. Мы стараемся распределять нагрузку равномерно. Например, не устраивать по три контрольные в день.Альфия Хабибуллина, директор школы №131: Я категорически против! Как педагог не считаю, что дети перегружены. Обязанность выполнять домашние задания ребенка дисциплинирует, организует, позволяет отрабатывать материал. Дети не перегружаются: объем домашних заданий всегда соответствует нормативу. Он должен быть не более одной трети от работы, пройденной на уроке. Рустам Гибадуллин, директор школы №173: Я довольно почтенного возраста, учился в советской школе и могу сравнивать ее с сегодняшней. Когда учился в начальных классах, мы стопроцентно охватывали весь материал на уроке. Но были дети, которые не успевали выполнять задание и доделывали его дома. Этот вопрос индивидуальный. Старшие ребята сейчас домашними заданиями не увлекаются, успевают сделать их на уроках. А доделать что-то дома для них не составит труда. Мое мнение: задавать на дом нужно особенно трудные вопросы. У каждого преподавателя своя методика. Кто-то доволен ответами на уроках, соответственно и на дом он задает меньше. У кого-то отставание от учебного плана, и тогда домашние задания необходимы. Поэтому я считаю, пока без домашнего задания не обойтись. Но и нагружать ребят не следует: пусть лучше они придут в школу отдохнувшими и полными сил.Марина Мурзина, замдиректора школы №66: Без домашнего задания обучение невозможно! Ученик должен закреплять и повторять пройденный материал. Наша школа не готова к подобным экспериментам. Надо учитывать подготовку к ЕГЭ и ГИА, распределять нагрузку равномерно, хотя бы минимальный объем домашнего задания должен быть. Иначе ученик перестанет чувствовать ответственность, ведь домашнее задание в первую очередь дисциплинирует.Получается, казанские школы не готовы к отмене домашнего задания. Это не пережиток старой системы обучения, считают педагоги, а способ поддерживать дисциплину и воспитывать в ребенке ответственность. Но вместе с тем учитываются нагрузки в выпускных классах, и десятиклассники и одиннадцатиклассники более свободны в выборе: выполнять «домашку» или полноценно готовиться к экзаменам.Мы обратились в Министерство образования и науки РТ, чтобы выяснить, сколько часов в неделю ученик должен посвящать домашним заданиям. В итоге выяснилось: второклашки и ученики третьего класса должны усердно заниматься полтора часа в день, четвертого и пятого - 2 часа, с шестого по восьмой - 2 с половиной часа и 9 - 11-го классов - 3 с половиной часа в день. При этом в России первоклашкам домашних заданий не задают вовсе и оценок не ставят, чтобы ребенок мог спокойно адаптироваться к условиям школы и нарастающей нагрузке.Комментарий ведущего советника Министерства образования и науки РТ Гульнары Исламовой: - Домашние задания должны быть в первую очередь для закрепления знаний. Учитель владеет вниманием ребенка только первые десять минут. Потом он должен провести смену деятельности, чтобы тот снова сконцентрировался на учебе. Ученики старших классов по СанПиН должны получать гораздо больше домашних заданий, чем, например, учащиеся второго или четвертого класса. Но задания даются по профилю. Обязательно закрепляется пройденный материал по русскому и математике, упор делается на те предметы, по которым ученики будут сдавать экзамены. Конечно, сейчас дети идут на всевозможные ухищрения. Они скачивают готовые домашние задания из интернета, пользуются телефонами на уроках - в итоге перестают думать самостоятельно. В любом случае нужно отслеживать успеваемость. Не всегда это можно сделать с помощью контрольных и самостоятельных работ. Поэтому каждый урок учитель начинает с проверки домашнего задания.