«Вас беспокоит сотрудник службы безопасности банка…»
Вероятно, это одна из самых распространенных схем, которыми пользуются мошенники на сегодняшний день. Тем не менее казанцы продолжают верить лжебанкирам.
По телефону раздается звонок: незнакомец представляется сотрудником банка или его службы безопасности. Иногда звонивший называет популярный банк и попадает в точку, а иногда отказывается назвать банковскую организацию: якобы это противоречит внутренним правилам. Далее лжебанкир убеждает владельца карты, что злоумышленники пытаются снять деньги или оформить кредит. Мошенник удерживает жертву на телефоне, не позволяя совершить другой звонок, воздействует психологически, заставляя принимать решение безотлагательно. Далее к разговору подключаются многочисленные коллеги лжебанкиров. В последнее время мошенники усыпляют бдительность, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, называют действующие номера телефонов. Злоумышленники просят обналичить поступившие средства и перевести их на резервные счета, что и делают доверчивые граждане.
Так, в феврале этого года жертвой мошенников стала сама сотрудница казанского банка. Каким образом удалось усыпить ее бдительность, большая загадка, но все события развивались по вышеуказанной схеме. В мобильном банке девушка лишь изменила сумму кредита с 400 на 229 тыс. рублей и отправила заявку. По словам звонившего, именно такую сумму назвали злоумышленники при попытке незаконно оформить на нее кредит. И только после того, как девушка получила кредит и отправила деньги неизвестным, позвонила на горячую линию своего банка, где ей объяснили, что она стала очередной жертвой мошенников.
Чуть ранее, в январе, в отдел полиции «Танкодром» обратился 26-летний казанец. Накануне ему на телефон позвонил незнакомец и представился сотрудником службы безопасности банка. Он сообщил, что на счету потерпевшего замечены мошеннические операции. Чтобы предотвратить несанкционированное списание денег, предложил перевести все имеющиеся средства на другой счет. Далее по просьбе незнакомца парень сообщил баланс карты, срок ее действия, трехзначный код и пароли из СМС-сообщения. Позднее на телефон казанца пришло сообщение о списании с карты денег на общую сумму 30 тыс. рублей.
После этого молодой человек сообщил звонившему, что у него имеется карта другого банка. Тот сказал, что данный банк является партнером их организации и деньги с этой карты нужно застраховать. По инструкциям лжесотрудника банка парень снял со счета 203 тыс. рублей и перечислил их на продиктованные ему номера. Мошенник убедил казанца, что все переведенные деньги в скором времени вернутся на его счета. Ждать возврата денег парень не стал и обратился в полицию. Расследование дела продолжается.
«Мы вам прислали деньги по ошибке!»
Еще один вид мошенничества с использованием карт связан с так называемым случайным переводом. Мошенники отправляют заранее выбранной жертве определенную сумму, после чего связываются с человеком и просят его вернуть их деньги. Скажем, у вас на карте денег не было, а тут появились 50 тыс. рублей. Именно эту сумму незнакомец просит вернуть назад. Можно подумать: чего бояться? Кодов с карты незнакомцы назвать не просят. Оказывается, как только вы отошлете деньги назад, человек на том конце провода напишет в банке заявление об отмене перевода, деньги еще раз будут списаны со счета. То есть он вернет деньги дважды.
Здесь у мошенников имеется еще одна уловка. На телефон приходит СМС-сообщение, которое очень уж похоже на уведомление от банка о поступлении денег. После этого раздается звонок, и взволнованный человек просит срочно вернуть ему его деньги, которые он якобы прислал по ошибке. Жертва, если на ее счету были собственные средства, отправляет указанную сумму незнакомцу. Эта операция проходит без участия банка. Жертвой становится держатель карты.
В этом случае есть вероятность, что звонившие украли у кого-то деньги и перевели их вам будто по ошибке. Обычно мошенники просят отправить деньги не на тот же счет, с которого был сделан перевод, а на другой, чтобы запутать следы.
Еще один исход такой операции — отправляя деньги на указанный номер, вы тем самым делаете предоплату. Товар, естественно, придет мошенникам, а с вас потом спишут или «повесят» на вас остальную сумму.
Но если деньги все-таки поступили вам на карту, оставлять себе их тоже нельзя — иначе получится, что вы их незаконно присвоили. В Гражданском кодексе это называется неосновательным обогащением. В такой ситуации надо позвонить в свой банк и попросить отправить перевод обратно по тем же реквизитам, с которых он к вам поступил. Самостоятельно переводить деньги никуда не нужно!
В этом случае правоохранители советуют:
— при поступлении СМС-сообщения в первую очередь проверьте баланс карты и изучите историю поступлений;
— при поступлении подозрительных денег на карту сначала обратитесь в банк, чтобы выяснить, откуда они пришли. Возможно, вы просто забыли о возврате какой-то суммы, скажем, за сданные билеты;
— если решили вернуть чужие деньги, то необходимо обратиться в банк и вернуть средства по реквизитам отправителя, а не по тем, что вам продиктовали по телефону незнакомцы.
Чужие карты — чужие деньги
Эта история произошла в Казани в конце января. Женщина обнаружила пропажу и обратилась к правоохранителям только тогда, когда стали поступать сообщения о списании денег с ее счета. Оказалось, она обронила карту в магазине. Нашедший ее, впоследствии задержанный мужчина, проверил платежеспособность и пошел отовариваться на автозаправке и в магазинах, потратив 3500 рублей. Полицейские квалифицировали его поступок как совершение кражи.
Кстати, недавно некоторые банки отменили введение ПИН-кода при покупке свыше тысячи рублей. Сами продавцы магазинов считают, что эта мера развяжет руки недобросовестным гражданам, которые не стесняются тратить деньги с чужих карт.
Интернет — раздолье для мошенников
Совсем недавно казанскими полицейскими была раскрыта серия дистанционных краж, совершенных в отношении жителей столицы РТ и других российских субъектов.
10 декабря прошлого года в отдел полиции «Юдино» поступило заявление от 30-летней жительницы поселка Осиново. Она рассказала, что незнакомец под предлогом продажи мобильного телефона похитил с ее банковской карты более 18 тыс. рублей. Позже он пытался украсть еще около 48 тыс. рублей, но не смог довести преступный замысел до конца.
История такова. Женщина нашла в интернете объявление о продаже мобильного телефона. Продавец прислал ей ссылку для оплаты товара. Пройдя по ней, женщина ввела данные банковской карты, а позднее обнаружила, что с нее списали деньги, не имеющие отношения к покупке. Полицейские смогли установить личность и местонахождение предполагаемого злоумышленника. 24 января этого года казанские правоохранители в Волгоградской области задержали 21-летнего жителя г. Волжский. Парня доставили в отдел полиции «Юдино» для проведения следственных действий. Как выяснилось, он оказался причастен к ряду аналогичных преступлений. Его жертвами стали жители разных российских городов. Общий ущерб составил около 120 тыс. рублей. Парня взяли под стражу.
Есть и другие виды мошенничества. Например, поступает СМС-сообщение или звонок с предложением воспользоваться накопленными бонусами или оплатить прибывший на почту заказ. Гражданам предлагают оплатить этими бонусами какую-либо покупку, а в случае отказа пугают тем, что взыскание расходов компании будет сделано принудительно. Здесь все просто: не надо ничего оплачивать, если вы не делали никаких заказов. А на сообщения из банка перезванивать надо по номеру, указанному на карте, а не по тому, что указан в СМС-сообщении.
Как рассказал корреспонденту «КВ» начальник отделения по раскрытию преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, ОУР Управления МВД по г. Казани Валех Алиев, в первую очередь необходимо перепроверять всю информацию, поступившую от незнакомых лиц. Ни в коем случае нельзя сообщать незнакомцам о своих банковских картах и счетах. И ни при каких обстоятельствах не перечислять деньги на неизвестные счета. Нужно немедленно прервать разговор и перезвонить в свой банк. Номер горячей линии банка лучше хранить в памяти телефона. Но если вы все-таки стали жертвой мошенников, необходимо незамедлительно сообщить об этом по телефону 112 и обратиться в полицию.
Если вам пришло СМС-сообщение с платежным кодом, а потом позвонил человек и сказал, что случайно указал ваш номер телефона, просит назвать этот код, то, скорее всего, кто-то пытается воспользоваться вашими данными для оплаты. Называть код нельзя. Прекратите разговор и положите трубку.
Угрожающие СМС-сообщения или письма с переходом на гиперссылку - тоже вариант мошенничества. В таких сообщениях или электронных письмах злоумышленники хотят заставить получателя перейти по ссылке. Это может быть уведомление о наличии долга или аресте имущества. Или сообщение о поступлении денег. Даже если оно вызывает доверие, стоит все перепроверить: поискать номер отправителя в интернете, проверить правильность написания доменного имени сайта. Не стоит сразу переходить по ссылке!
Настороженно отнеситесь к поздравлениям с выигрышем или к призывам завершить какое-то действие. В этом случае также стоит сначала проверить номер, который значится отправителем. Это легко сделать на разных сайтах, где россияне жалуются на мошенников.